Возможно, кому-то книга, написанная в 1965 году и во многом посвященная дискуссии между либерально-демократическим и так называемым марксистско-ленинским пониманиями свободы, покажется устаревшей. Но ведь проблема свободы - это вечная проблема человечества, а борьба между предпочитающими равенство без свободы и свободу без равенства стала основным содержанием ХХ века. И хотя марксизм.ленинизм, по крайней мере в его советском варианте, исчез, его отношение к политическим свободам осталось. Именно этой проблеме посвящена книга Арона.
В качестве своих виртуальных оппонентов в споре о значении свободы в жизни общества и отдельного человека автор выбирает двух крупнейших мыслителей XIX века - Маркса и Токвиля. Этот выбор не случаен. Маркс, анализируя экономические пороки капитализма, пришел к выводу о неизбежности социальной революции, в ходе которой будет разрушен не только капитализм, но и либеральная демократия. Его последователи довели этот вывод до логического завершения и ликвидировали всякую демократию, объявив ее формальной. Причем и Маркс, и его советские последователи надеялись, что основанное ими общество, преодолев пороки капитализма, продемонстрирует чудеса экономической эффективности. А Токвиль считал, что именно сочетание либеральных свобод и политической демократии обеспечит в конце концов экономическое процветание. Как пишет Арон, "и тот и другой верили в свободу, и тот и другой имели целью справедливое общество, но... для одного важнейшим условием свободы была представительная система правления, для другого - экономическая революция".
ХХ век показал, что Токвиль, многим представлявшийся наивным, оказался в конечном итоге прав. А Маркс - или, скорее, его последователи - провалился и с предсказаниями краха капитализма, и с конкретным исторически проектом.
В России дискуссии о соотношении политических и экономических свобод и экономического прогресса развернулись в последнее время с новой силой. Книга классика политической социологии ХХ века - интеллектуальное подспорье тем, для кого свобода и экономический прогресс неразделимы.