Перспективы, близкие к нулю

14 февраля 2005, 00:00

На прошлой неделе группа "Менатеп", основной акционер нефтяной компании ЮКОС, подала иск против Российской Федерации с обвинением в экспроприации ее инвестиций и с требованием возмещения ущерба на сумму 28,3 миллиардов долларов

Судебные перспективы и возможные последствия этого иска комментирует партнер юридической фирмы ЮСТ Артем Кукин.

-- Каковы, на ваш взгляд, судебные перспективы этого иска?

-- Я полагаю, что перспективы в данном случае не очень велики, поскольку "Менатепу" будет достаточно сложно доказать, что произошла экспроприация инвестиций. Ведь существует вступивший в законную силу судебный акт о том, что ЮКОС имеет задолженность перед государством по налогам. И с формальной точки зрения была соблюдена рутинная стандартная процедура по обращению взыскания на имущество должника-налогоплательщика. Поэтому, я думаю, будет достаточно сложно доказать обратное.

-- А если аналогичные иски будут подаваться от имени частных лиц--акционеров ЮКОСа, которые реально потеряли инвестиции на падении курса акций компании, у них будет больше шансов выиграть дела в суде?

-- Эти иски должны быть адресованы прежде всего ЮКОСу, а не государству. Ведь это не государство обрушило курс акций. Оно только провело процедуру, которая должна быть для всех одна и та же: если есть задолженность по налогам, то государство имеет право ее взыскивать.

-- Известны ли прецеденты удовлетворения судебных исков в случае, когда государство национализировало имущество частной компании?

-- Формально говоря, никакой национализации в случае с "Юганскнефтегазом" не произошло. Государство имеет право добиваться уплаты задолженности по налогам. В уплату этой задолженности оно арестовало имущество и продало его с торгов. Купила это имущество частная коммерческая компания, которая потом перепродала его государству. А национализация с формальной точки зрения -- это совсем другая процедура, когда государство просто изымает имущество в свою собственность.