Мертвец, беглец и плачущая глубинка

Культура
Москва, 28.03.2005
«Эксперт» №12 (459)

В российский прокат выходит фильм Егора Кончаловского "Побег" - очередное звено в цепи дорогих российских проектов, рассчитывающих стать блокбастерами не хуже голливудских. В отличие от Бекмамбетова с Сидоровым, режиссеров "Боя с тенью", создатели "Побега" не просто ориентируются на Голливуд, а откровенно переписывают его на свой лад. "Побег" вчистую слизан с фильма 1993 года "Беглец" с Харрисоном Фордом: несправедливо осужденный за убийство нейрохирург (Евгений Миронов) бежит из тюрьмы, параллельно разыскивая настоящего убийцу и уворачиваясь от преследователей из правоохранительных органов.

Эти два источника - "качественная" российская попса и голливудские боевики - в общем-то и определяют все, из чего сделан фильм Кончаловского. Пожалуй, еще стоит учесть несколько операторских трюков, понадерганных из разного арт-хауса: герой, например, ходит среди обугленных берез и уплывает в лодке, как Джонни Депп в "Мертвеце". Еще в фильме много неувязок и штампов, придающих этому, условно говоря, римейку оттенок пародийности. В тайге, например, где герой скрывается от правосудия, сама собой появляется одинокая избушка, где живет его тесть, - этого тестя потом без всякой необходимости убивает главный отрицательный герой с говорящей фамилий Топилин. Причем приезжает он туда через несколько часов после Беглеца, хотя Беглец идет пешком, а Топилин едет на "лендровере". Вертолет спецназа прилетает еще позже - заметим, все в одно и то же время отправились из одного и того же пункта. Потом Беглеца ловят, но он прыгает из вертолета в ночное небо и случайно попадает в какой-то водоем, откуда довольно быстро выныривает вместе со своими наручниками. "Ветров не мог умереть! Он чемпион по прыжкам в воду!" - с пафосом восклицает Добрый Следователь (актер Алексей Серебряков) и идет домой к дочке-инвалиду, которой - так уж получилось - может помочь только Беглец. Такое ощущение, что создатели фильма попытались запихнуть в 117 минут блокбастера уже отснятый многочасовой сериал - и, склеивая и вырезая куски, не успели посмотреть все целиком.

В принципе все это не страшно - не первый и не последний плохой фильм, не первый и не последний откровенно коммерческий, - но что-то в нем вызывает ощущение чуть ли не персональной обиды. На пресс-конференции создатели фильма делали вид, как будто вообще не понимали, за что их ругают кинокритики. "Я уверен, что у меня в Подольске зрители будут плакать после этого фильма", - сказал исполнитель роли Топилина Алексей Смоляков. При этом ответы на вопрос о любимых фильмах оказались парадоксальными: Кончаловский, оказывается, любит Вима Вендерса, продюсер и сценарист назвали Мурнау и Феллини. Тут-то и стало понятно, в чем заключается оскорбление: похоже, эти люди, в принципе знающие, что такое хорошее кино, абсолютно сознательно спекулируют на чувствах условного жителя Подольска в расчете на его наивность и готовность отдать половину своей подольской зарплаты за то, чтобы приобщиться к высокому искусству кинематографа.

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (459) 28 марта 2005
    Переворот в Киргизии
    Содержание:
    Революция forever

    Революция в Киргизии произошла все по тому же сценарию, знакомому нам по Югославии, Грузии, Украине, только с поправкой на местную специфику

    Разное
    Спецвыпуск
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама