Катя, Коля и гламур

Культура
Москва, 28.03.2005
«Эксперт» №12 (459)
Стиль - это не только явление из мира моды. Стиль - это еще и орудие построения мифа. В этом убеждает фестиваль "Мода и стиль в фотографии"

Нынешний, четвертый по счету, фестиваль "Мода и стиль в фотографии" - это несколько десятков выставок, одновременно проходящих на разных выставочных площадках Москвы. Часть из них посвящена моде: ее творцам - Жан-Полю Готье, ее богиням - Эсте Лаудер, ее истории - фото французской моды из коллекции Александра Васильева. Но большинство выставочных проектов не о моде, а о чем-то совершенно другом. Раскрашенные картинки с кошечкамии, ангелочками, портреты советских генералов, Испания 30-х, Англия 2000-х, семейные хроники, репортажи путешественников, заснятые перформансы и видеоинсталляции - вот неполный перечень того, что можно увидеть на "Моде и стиле". Очевидно, что, раз к моде они отношения не имеют, значит, единственное, что их объединяет, - неуловимая субстанция под названием "стиль".

Коварный симулякр

Когда в 1857 году английский художник Оскар Рейландер задумал аллегорическую композицию о пороке и добродетели под названием "Два пути жизни", он воспользовался самым новым видом искусства - фотографией. У произведения нашелся только один поклонник - королева Виктория, от публики и критиков Рейландеру досталось по первое число за лживость. Их не устроило то, что самое правдивое из искусств, этот "карандаш природы", как называли тогда фотографию, сослужило службу вымыслу и подсунуло зрителю инсценировку там, где он готовился увидеть "жизнь".

Сегодня художники и публика поменялись местами. Художники разоблачают фотографию, открывая публике глаза на ее фальсификаторские козни. Центральный проект фестиваля, представленный Фондом современного искусства Франции, называется "Симулякры и правдоподобия". Ровно половина Малого Манежа - это обвинительный процесс над искусством фотографии. Цветные снимки в духе 50-х, рекламирующие стиральный порошок, оказываются фокусами художников Пьера и Жиля, больших любителей перевоплощений. Огромный "фотопортрет" Майкла Джексона - инсценировкой Валери Белен. Обворожительные фотопоэмы из японской жизни - хитрыми коллажами Паскаля Монтея. Апофеоз коварства симулякров - это постановочные снимки Хироши Сугимото. При виде черно-белого фото "Наполеон Бонапарт и Веллингтон" (герцог Веллингтон стоит у постели Бонапарта) в самом деле хочется протереть глаза.

Впрочем, что нам заграничные эксперименты, когда у нас есть Владислав Мамышев-Монро, который на этом фестивале предстал в образе Чарли Чаплина и слепой цветочницы, а несколько лет назад заморочил нам голову фотолетописью жизни Любови Орловой (в роли Орловой был он сам). Говорят, что тогда на вернисаже одна уважаемая актриса, увидев фото Орловой-Монро в постели с мужчиной, воскликнула: "Но кто же мог снять Любовь Петровну в такой момент?" Она прекрасно знала, что находится вовсе не на выставке архивных фотодокументов, - просто стопроцентное попадание в стиль кому угодно спутает все карты. То есть стиль - это эталон, к которому можно стремиться и с которым можно совпасть.

Боги Олимпа

Если при всей тематической пестроте фестиваля и можно говорить о его главных героях, то это, не

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (459) 28 марта 2005
    Переворот в Киргизии
    Содержание:
    Революция forever

    Революция в Киргизии произошла все по тому же сценарию, знакомому нам по Югославии, Грузии, Украине, только с поправкой на местную специфику

    Разное
    Спецвыпуск
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама