Клон сопрано

Культура
Москва, 04.04.2005
«Эксперт» №13 (460)
Премьера оперы Леонида Десятникова "Дети Розенталя" прошла с замечательным успехом, которому только способствовал политический скандал

Премьера "Детей Розенталя" проходила в условиях, приближенных к боевым. Вход на Новую сцену Большого театра был оцеплен. Рядом с оцеплением митинговали, выкрикивая фекальные лозунги, "Идущие вместе". Самой заметной фигурой в зрительном зале стал огромных габаритов охранник, перегородивший собой проход к сцене. Другие, габаритами поскромнее, дежурили в царской ложе и у каждого входа. В финале публика поддалась искушению и устроила демонстративную овацию Сорокину, Десятникову и Някрошюсу. Авторам аплодировали не только за то, что они выпустили высококачественный театральный продукт, но и за то, что взбаламутили консерваторов.

Сам по себе этот скандал освежил театральную атмосферу, как озон. "Дети Розенталя" напомнили нам, что поход в театр должен быть не рутинным событием, а экстремальным видом отдыха. Это хорошая примета: именно с оглушительных скандалов начиналась зачастую жизнь театральных шедевров.

Няня и лебеди

"Дети Розенталя" - один из редких образцов современного искусства, который не заставляет зрителей умирать со скуки во имя "всего высокого и прекрасного". Спектакль смотрится, как голливудский блокбастер: оторваться просто невозможно. Автор либретто Владимир Сорокин в хорошем темпе рассказал нам мелодраматическую историю о профессоре Розентале, сумевшем клонировать величайших оперных композиторов, и о той ужасающей судьбе, которая поджидала гениев после смерти их создателя. Режиссер Эймунтас Някрошюс, которого многие театралы недолюбливают за любовь к паузам, на этот раз монтировал действие бойко и стремительно. Особенно удались ему массовые сцены.

Музыку Леонида Десятникова слушать не менее интересно, чем следить за сюжетом. Пошевелив извилинами, даже оперный профан узнает здесь музыкальные приемы, характерные для Чайковского и Мусоргского, Верди и Вагнера. Ни разу не процитировав классиков впрямую, Десятников блестяще стилизовал почерк своих героев. Трогательная исповедь клона Чайковского няне или ария Вагнера о лебеде развеселили самых далеких от музыки слушателей. А такого великолепного хора бомжей и проституток, какой сочинил Десятников для сцены на площади трех вокзалов, не постеснялся бы и сам Мусоргский.

От себя композитор подарил слушателям несколько прекрасных и совершенно самостоятельных мелодий. Чрезвычайно увлекателен дуэт клона Моцарта и его возлюбленной Татьяны; а тревожный хор проституток, зовущих Татьяну на панель, заставляет пульс сбоить, как на фильме ужасов.

Три вокзала для зрительного зала

"Дети Розенталя" приятно поражают своим демократизмом. В отличие от большинства оперных сочинителей Десятников и Сорокин смело перенесли на подмостки и стиль, и суть всей нашей новейшей истории. Новая сцена Большого - словно окно во двор российской жизни. Сменяют друг друга руководители партии и правительства, курирующие производство клонов в лаборатории Розенталя. Кочуют шумною толпой цыгане, проститутки и бомжи на площади трех вокзалов. Серфингуя на приливной волне струнного аккомпанемента, уносится мечтой в будущее романтический дуэт -

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (460) 4 апреля 2005
    Состояние содружества
    Содержание:
    После развода

    Постсоветские режимы некомфортны и нетехнологичны как для Запада, так и для России. Они обречены. Теперь основной вопрос, как и когда там произойдет смена власти

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    Культура
    Реклама