Возможно ли в России в ближайшем будущем внедрить систему взаимозачетов в автостраховании? Что предпринимается в этом направлении?

13 июня 2005, 00:00

Александр Федонкин, заместитель генерального директора ОАО "Московская страховая компания":

- РСА планирует в течение трех лет внедрить в России систему Европейского протокола, но это зависит не только от РСА. Необходимо внести изменения в Закон об ОСАГО в отношении обращения потерпевшего автовладельца в свою страховую компанию, в Правила страхования в части состава документов, прилагаемых к страховой выплате, в Правила дорожного движения Российской Федерации в части действий участников ДТП и так далее. Не ускорит процесс и определенное противодействие переходу на Европейский протокол. При внедрении ОСАГО страховщики готовы были немедленно перейти на Европейский протокол, а ГИБДД к этому относилась отрицательно, возможно, не желая терять сферу своего влияния. Сейчас ГИБДД, столкнувшись с резким увеличением количества вызовов по случаям ДТП, положительно относится к внедрению Европейского протокола. Но многие страховщики опасаются всплеска мошенничества по ОСАГО и дополнительного увеличения убыточности по мелким страховым случаям. При внедрении Европейского протокола затраты времени на вызов ГИБДД, сбор документов, обращение за выплатой минимизируются, и люди будут обращаться за выплатами, даже если убыток не превысит ста долларов.

Руководитель направления по автострахованию ОСАО ("РЕСО-Гарантия") Федор Воронин:

- В России существует заблуждение, что на Западе эта система действует везде, но на самом деле она была впервые введена во Франции, работает в Испании и только вводится в Италии, поэтому нельзя говорить, что во всей Европе она уже налажена.

Прежде чем вводить систему взаимозачетов в России, надо решить ряд правовых и технических проблем. Например, все водители, застраховавшие автогражданскую ответственность, должны доверить страховщикам право признавать себя виновными в ДТП, а значит, несколько последующих лет платить за полис с учетом повышающих коэффициентов.

Кроме того, необходима единая система оценки ущерба, чтобы различные эксперты оценивали один и тот же ущерб одинаково. Сейчас такой системы нет, отсутствуют даже каталоги со стоимостью запчастей на автомобили.

Есть стоимость на европейском рынке, но с учетом растаможивания, а также получения некоторых запасных частей из Азии - фактически они не работают.

Алексей Кириенко, директор по розничным продажам СОАО "Национальная страховая группа":

- Такая система невозможна в РФ, тем более в ближайшем будущем. Во-первых, далеко не все автовладельцы имеют сегодня полис ОСАГО, лимиты ответственности страховщика явно недостаточны для того, чтобы быть уверенным в полном объеме возмещения ущерба, а главное, только зарождающаяся система бонус-малус и отсутствие у страховых компаний возможности проводить частные расследования и задерживать выплаты до их окончания откроют широкие ворота мошенникам всех уровней. Российское общество только вошло в новый сложный вид обязательного страхования, и еще не улеглись споры о размере взносов и необходимости страхования вообще, СК еще не прошли естественного отбора рынком. Думаю, что о создании такой системы можно будет говорить только после того, как на рынке останется не более 50-60 компаний, сумевших выжить в следующие пять-шесть лет.