Новые миллиарды

Семен Фактура
13 июня 2005, 00:00

Петербургские компании активизировали свою деятельность на рынке облигационных заимствований. Небольшие по объему выпуски более востребованы на региональной биржевой площадке

С начала текущего года петербургские компании привлекли с помощью облигационных займов более 10 млрд рублей, что составляет примерно пятую часть от объема размещений внутри страны и треть - от суммарного объема размещений петербургских эмитентов за все последние годы. При этом основная тенденция, развитие которой твердо прогнозируют эксперты, - постепенное увеличение количества и объема новых выпусков облигаций компаний Петербурга, работающих преимущественно на региональном рынке.

Мы акцентируем внимание на этой тенденции не случайно. Несмотря на то что бизнес большинства местных компаний, выпускавших облигации, сосредоточен преимущественно на Северо-Западе, значительный объем займов в денежном выражении приходится все же на игроков общероссийского масштаба. Так, в ноябре 2004 года на рынок вышла пивоваренная компания "Балтика", в марте и апреле 2005-го по третьему выпуску облигаций осуществили "Северо-Западный Телеком" и "Мегафон", в мае состоялся дебютный выпуск облигаций торговой сети "Пятерочка". Две последние компании в принципе с большой натяжкой попадают в список местных эмитентов: они хоть и имеют петербургские корни, но осуществляют планы общероссийской экспансии из Москвы. Однако многие местные аналитики, скорее из патриотических соображений, упорно причисляют их к эмитентам из северной столицы.

Всего же к привлечению финансирования через эмиссию облигаций в последние годы, по данным управления эмиссионного финансирования Промышленно-строительного банка (ПСБ), прибегло 25 компаний различного калибра петербургского происхождения. Все вместе они разместили 35 выпусков облигаций на общую сумму около 28,6 млрд рублей, или чуть больше 1 млрд долларов. Еще три питерские компании собираются в ближайшее время занять на отечественном облигационном рынке 2 млрд рублей.

"Во-первых, компании Петербурга довольно осторожно выходят на региональные рынки, а потребности в ресурсах для развития на местном рынке легче закрыть через привлечение средств по налаженным кредитным схемам, - перечисляет факторы, сдерживающие эмиссионную активность местного бизнеса, директор казначейства банка 'Санкт-Петербург' Владимир Реутов. - Во-вторых, кадровая проблема: пока еще не у всех компаний существует финансовая служба, готовая предложить и разработать схемы по альтернативным (кроме кредитного) источникам финансирования. В-третьих, финансирование при займе менее 300 миллионов рублей (а именно такие объемы приемлемы для многих местных компаний) - более дорогое удовольствие, чем кредитование. В-четвертых, питерские компании значительно позже стали уделять внимание открытости, то есть раскрывать информации о себе, учредителях, переводить баланс на МФСО, поэтому необходимо время, чтобы провести эти мероприятия".

Пока наиболее активно к облигационным заимствованиям прибегали компании из трех отраслей: телекоммуникации, пищевая промышленность и торговля. "Срез, типичный для российских корпоративных займов", - комментирует Инна Шиганова, начальник управления эмиссионного финансирования ПСБ.

"Большинство компаний телекоммуникационного сектора уже давно используют облигации в качестве источника привлечения средств, предприятиям других отраслей пока приходится лишь осваивать заимствования через облигации", - поясняет начальник отдела анализа рынка долговых обязательств Вэб-инвест-банка Владимир Малиновский.

Строительный сдвиг

Первая половина 2005 года ознаменовалась выходом на рынок облигационных заимствований сразу трех петербургских компаний строительной отрасли. Одна из ведущих строительных компаний города - "ЛенсСпецСМУ" - и крупная диверсифицированная строительно-промышленная Группа ЛСР впервые прибегли к подобному способу заимствования, разместив миллиардные займы на ММВБ. Компания "Северный город" (входит в холдинг RBI) разместила второй заем на региональной площадке -- СПВБ (первый был размещен на ММВБ).

Чисто девелоперские компании, "ЛенСпецСМУ" и "Северный город", не скрывали, что одна из основных целей размещения облигационных займов - замещение средств дольщиков, поступление которых к тому же резко замедлилось в связи с падением спроса и ценовой стабилизацией на рынке. "Средства дольщиков очень дорогие", - напоминает генеральный директор компании "Северный город" Эдуард Тиктинский. Парадокс ситуации заключается в том, что стоимость ресурсов, привлеченных с помощью облигационных займов, для компаний-застройщиков оказывается несколько выше, нежели стоимость ресурсов, привлекаемых ими с помощью банковских кредитов (15-17% годовых против 13-14%). Рынок публичных заимствований требует премию за риски строительной отрасли. "Мы используем все доступные варианты привлечения средств, - объясняет г-н Тиктинский. - Размер обеспечения по кредитам у любой компании ограничен, и это еще одна из причин поиска альтернативных источников финансирования".

Группа ЛСР большую часть привлеченных с помощью облигационного займа средств направила на реструктуризацию кредитного портфеля и на финансирование инвестиционных программ холдинга. При этом группе удалось привлечь средства дешевле, чем ее коллегам по строительной отрасли.

"Действительно, доходность, которую облигационный рынок предлагает строительной отрасли, отражает ее риски, - говорит исполнительный директор Группы ЛСР Алексей Юшков. - Однако наша компания в этом отношении выглядит весьма привлекательно для инвесторов, так как кроме собственно строительного направления, или девелопмента, к которому некоторые аналитики действительно относится с осторожностью, в холдинге активно представлен промышленный блок, обеспечивающий компании высокие доли рынка во многих сегментах производства строительных материалов". Результат - облигационный заем ЛСР размещен под 14% годовых. "По структуре и диверсификации бизнеса ЛСР фактически не имеет аналогов среди строительных компаний России, - поясняет Инна Шиганова из ПСБ (организатор займа). - Поэтому инвесторам оставалось лишь нащупать приемлемый уровень доходности".

Промышленность и инфраструктура

В последнее время активность в деле облигационных заимствований проявляют и петербургские промышленные предприятия, нуждающиеся в средствах на пополнение оборотного капитала, на реализацию инвестиционных проектов. Например, недавний выход на облигационный рынок машиностроительного завода "Арсенал" связан с ростом государственного оборонного заказа. А "Севкабель-Холдинг", дебютный выпуск облигаций которого был размещен на ММВБ осенью прошлого года, полученные средства направил на реструктуризацию кредиторской задолженности и на приобретение нового оборудования для модернизации производства.

"Я бы ждала больших объемов от петербургских предприятий машиностроительной отрасли, - говорит Инна Шиганова. - Их роль в экономике города велика, а доля в общем объеме облигационных заимствований составляет всего пять процентов". Владимир Малиновский из Вэб-инвест-банка отмечает еще одну возможную тенденцию: "В настоящее время город нуждается в реализации множества инфраструктурных проектов, а их финансирование, насколько я понимаю, предполагается осуществлять в том числе за счет привлечения частного капитала. Таким образом, возможно, на облигационный рынок будут выходить компании, занимающие средства именно под реализацию конкретных проектов в рамках развития города".

Оплаченные жертвы

Цели, которые преследуют петербургские компании при размещении облигационных займов, в общем-то, мало чем отличаются от целей компаний из любого другого региона России. "Размещение облигаций может использоваться как непосредственно для привлечения средств, так и в качестве первого шага к повышению открытости с перспективой дальнейшего выхода на международные рынки капитала, проведения IPO", - отмечает Владимир Малиновский.

"Мы осознаем, что делаем только первые шаги на фондовом рынке, и готовы платить премию в виде повышенного процента, рассчитывая на то, что, когда мы заработаем публичную кредитную историю, это позволит оптимизировать условия предоставления нам заемных средств", - говорит Алексей Юшков. Схожее мнение высказывает и Эдуард Тиктинский: "Рынок готов принять ограниченное количество компаний, и первопроходцы, естественно, получат определенные преимущества".

Впрочем, несмотря на готовность жертвовать, иногда выход на облигационный рынок приводит даже к снижению ставки, под которую компании кредитуются в банках. "В ходе размещения облигационного займа с бизнесом Группы ЛСР познакомились финансовые структуры (в том числе московские и региональные банки), которые раньше и не подозревали о ее существовании, - приводит пример Инна Шиганова. - В результате усилившейся конкуренции кредиторов ставки кредитования для ЛСР становятся более привлекательными".

Что касается вопроса, какой тип компаний интересен инвесторам, то тут эксперты солидарны: это конкурентоспособный бизнес, заметный в российском или как минимум в региональном масштабе, с устойчивым финансовым положением и хорошими перспективами развития.

Альтернатива ММВБ

Существует одно важное противоречие, и заключается оно в следующем: петербургские эмитенты, работающие преимущественно на региональном рынке, испытывают потребность в небольших объемах займов - не более 500 млн рублей. Между тем рынок, сосредоточенный в основном на ММВБ, готов к займам гораздо больших объемов - от 1 млрд рублей. Таковы приоритеты инвесторов (преимущественно крупных банков) - и с точки зрения их участия в первичных размещениях, и с точки зрения необходимости ликвидного вторичного обращения бумаг.

"Рынок ММВБ занимает доминирующее положение и является областью приложения краткосрочных финансовых активов, поставщиками которых выступают коммерческие банки, - рассуждает директор управления ценных бумаг Северо-Западного банка Сбербанка России Николай Дремин. - Банки используют облигации как инструмент поддержания ликвидности. Поэтому эмитенты часто сталкиваются с трудностями в виде возврата значительного объема займа при прохождении оферт".

Между тем Северо-Западный Сбербанк сосредоточил усилия на формировании другого рынка, основой для которого, по словам г-на Дремина, служат выпуски средних по масштабу деятельности компаний, занимающих ведущие позиции на соответствующих рынках и готовых предложить инвесторам доходный инструмент, более привлекательный, чем депозит в банке. "Этот рынок ближе к классическому пониманию и выполняет функции трансформации сбережений в инвестиционный ресурс, - продолжает Дремин. - Размещение средств носит долгосрочный характер. Условиям срочности отвечают сбережения частных инвесторов, действующих через брокеров, активы управляющих компаний паевых фондов, средства негосударственных пенсионных фондов, инвестиционные вложения банков. Доходность вложений в данном случае важнее, чем ликвидность".

Для петербургских эмитентов альтернативной площадкой стала СПВБ, на которой сейчас обращается несколько корпоративных облигационных займов объемом 200-400 млн рублей. Основным "мотором" этих займов пока является именно Северо-Западный Сбербанк, обладающий внушительной базой клиентов - частных инвесторов (около 15 тыс.), которые доверяют рекомендациям "своего" брокера.

"Компаниям, планирующим выпустить облигационные займы небольшого объема, стоит задуматься о размещении в Петербурге, - считает Николай Дремин. - Участники долгового рынка ММВБ зачастую требуют дополнительной 'премии' к предполагаемой ставке размещения за малый объем займа, что повышает стоимость заимствований для эмитента. Считаю, что предложение средних компаний с небольшими объемами заимствований будет востребовано на региональной площадке". К аргументам Сбербанка прислушался, например, упоминавшийся выше "Северный город", разместивший второй выпуск в 200 млн рублей именно на СПВБ. "Наша компания работает в городе уже двенадцать лет. Нас здесь знают, и, учитывая известность и репутацию среди петербуржцев, мы и приняли решение о размещении на региональной площадке", - объясняет Эдуард Тиктинский.

Впрочем, пока объем размещений петербургских компаний на ММВБ почти в 14 раз превышает объем размещений на СПВБ. Географическая принадлежность эмитента не играет роли при выборе биржи, гораздо важнее экономическая целесообразность. Для того чтобы созрел рынок, приветствующий заимствования небольших компаний, должен сформироваться и соответствующий спрос, и соответствующее предложение.