- Повестка дня на выборах в Мосгордуму выглядит не столько как городская, сколько как федеральная. С чем это связано и как вы к этому относитесь?
- Повестка дня на выборах бессодержательна. И никто из участников выборов пока не пытается придать ей содержание. Характерный пример: я подготовил одиннадцать законопроектов по московской проблематике - начиная с точечной застройки и заканчивая нелегальной иммиграцией. Межфракционная группа депутатов Госдумы "Столица", координатором которой я являюсь, внесла законопроект о выносе за пределы Москвы игорных заведений. Подготовлена транспортная стратегия для Москвы, ее будет вносить та же группа. Так вот: никто из участников выборов в Мосгордуму никак не реагирует на эти предложения. На них просто не обращают внимания. Все предпочитают рассуждать о том, например, прав Путин или не прав. Увлеченная игра в детской песочнице.
- Расскажите об этих предложениях. Например, транспортная стратегия: проблему пробок в Москве как-то можно решить?
- Мы заказали исследование западным специалистам, которые многие годы работают в этой области в Западной Европе. Они уже решили эти проблемы в Лондоне, Париже, Венеции и других городах. Выяснилось, что разовой кампанейщиной проблему не решишь. Глупо предлагать одностороннее движение в десять рядов по Садовому кольцу или строительство двух-трех грандиозных перехватывающих парковок стоимостью десять-пятнадцать миллионов долларов каждая. Проблема решается кропотливой работой в течение примерно одного года и состоит как минимум из нескольких сотен различных решений. В частности, нужны выделенные полосы для общественного транспорта, создание небольших парковок в очень большом количестве там, где люди все равно ставят машины, наведение порядка с дорожными указателями: они не должны смешиваться с рекламой. Нужно организовывать движение по четным и нечетным дням, нужны пешеходные зоны, новые пешеходные переходы. Нужно, безусловно, менять и направление движения, но только по-умному. Нужно обязательно запретить так называемую точечную жилищную застройку в местах, где она как тромб закупоривает кровеносные сосуды города. Нужно запретить въезд тяжелых грузовиков и автобусов в определенные часы. Нужно расширять въезды в город. Нужно совершенствовать работу ГАИ. Словом, это должна быть очень комплексная программа, которая у нас есть, мы описали ее в том числе и в законопроекте.
Результаты исследований показывают, что в случае выполнения около пятисот различных операций проблему пробок можно значительно облегчить, причем довольно быстро - в течение примерно года.
- А почему вы не стали баллотироваться на выборах в Мосгордуму?
- Потому что никому из политиков не интересен содержательный разговор о проблемах Москвы. Выборы превращаются в разговор с глухими. Кроме того, "Единая Россия" попросила меня отказаться от выдвижения в список кандидатов, альтернативный списку Лужкова. Правда, партия положительно оценила подготовленные мной законопроекты и обещала работать по ним после выборов.
- Известно, что Мосгордума, мягко говоря, не слишком самостоятельный орган в московской системе власти. Есть ли вообще смысл в том, чтобы бороться за контроль над ней?
- Мосгордума сейчас даже не отдел, а скорее подотдел мэрии. Однако принципиально у нее нет препятствий для того, чтобы заниматься, скажем, московским бюджетом. Или ответить, например, на вопрос о том, нужны ли Москве и москвичам городские средства массовой информации - телеканал ТВЦ, газета "Тверская, тринадцать" и другие. Почему мэрия тратит деньги на эти проекты? Это не считая вопроса о прозрачности городского бюджета, качестве его подготовки.
Здесь есть и другая проблема. В Мосгордуме сейчас всего тридцать пять депутатов. Для такого города это очень мало. До революции в Московской городской думе было сто шестьдесят-сто восемьдесят гласных, а численность населения в городе тогда была около миллиона человек. Сейчас депутаты МГД физически не успевают следить за всем тем, что происходит в городе. Где-то незаконно приватизирована и закрыта библиотека - люди буквально рыдают. Где-то создается этническая школа, из которой вытесняют россиян. И таких случаев много.
- Вам не кажется, что для того, чтобы добиться каких-либо перемен в Москве, нужно сначала демонтировать систему власти, созданную Юрием Лужковым?
- Сейчас складывается парадоксальная ситуация: многие из моих предложений поддерживает Юрий Лужков, скажем, предложение о выносе игорных заведений за пределы города. Другое дело, что действующий состав Мосгордумы эту проблему решить пока не смог. Но те, кто выступает в качестве оппозиции мэру на предстоящих выборах, вообще не интересуются такого рода вещами. Получается, что проблемы Москвы способен сейчас решать только Лужков.
Можно ругать московскую систему власти. Но я придерживаюсь той точки зрения, что мы сами виноваты и в том, что такая система сложилась в Москве, - мы ее приняли, с ней смирились, и в том, что на выборах в Мосгордуму нет содержательной повестки дня. Мы сами ни во что не верим. Политики к этому привыкли. Мы у них всерьез не требуем содержательности, они ее и не предлагают. В итоге оказывается, что мы своими руками ломаем систему разделения властей, позволяем бюрократии все под себя подминать. А политическая система в стране превращается даже не в однопартийную, а в беспартийную.
- Как бы вы посоветовали голосовать на выборах в МГД?
- Я буду голосовать за те партии и тех политиков, которые поддерживают программу моих законопроектов по городу Москве. И мне все равно, кто это будет: Лужков, "Единая Россия" или кто-то иной. Я буду голосовать за содержание, а не за форму, название и фамилии. Вероятно, неправильно поддерживать политические силы, стремящиеся к однопартийности, - это нарушение закона и противоречит здравому смыслу.
Напомню, что к "законопроектам Лебедева" относятся вывод игорных заведений за пределы города, запрет точечной застройки, демонополизация строительства и распределения земельных участков и создание рынка доступного жилья, усиление контроля за доходной и расходной статьями бюджета, ограничение нелегальной иммиграции, транспортная стратегия развития Москвы, борьба с семейственностью в государственной бюрократии, расширение прав органов местного самоуправления, расширение прав граждан в согласовании строительства в городе. Это, собственно, и есть пресловутый "список Лебедева". Кстати, мне кажется, что Лужков поддерживает не только вывод игорных заведений из города, но и ряд других решений из этого списка.