Атака на нулевой процент

Русский бизнес
Москва, 17.10.2005
Федеральная антимонопольная служба активизирует надзор за потребительским кредитованием. Вслед за банками объектом претензий ФАС стали розничные сети, обещающие своим клиентам "бесплатные кредиты"

В начале октября Петербургское управление ФАС предъявило претензии "М. Видео", одному из крупнейших розничных торговцев бытовой техникой. Компания обвиняется в том, что ее предложение беспроцентного кредита вводит в заблуждение покупателей и одновременно нарушает сразу два федеральных закона.

Кредит, но не заем

За бесплатным кредитом обычно скрывается следующая схема. Имея пул традиционных банков-партнеров, розничная сеть предлагает им часть своей маржи в обмен на то, что банки не станут взимать процентные платежи с тех, кто пользуется их кредитами при совершении покупки в данной сети. Естественно, что доходы обоих участников схемы при этом оказываются ниже, зато наращивается объем продаж сетей и кредитные портфели банков. Кроме того, сети выбирают в качестве партнеров только те банки, которые предлагают им наиболее выгодные условия сотрудничества, а значит, теряют они не так уж много. Что касается покупателей, то они в течение назначенного срока просто возвращают банку частями стоимость покупки. Конечно, стоимость изделия, предлагаемого розничной сетью в кредит, оказывается выше, чем, например, на знаменитой московской Горбушке. Но покупателю в рекламе беспроцентного кредита никто и не гарантировал "самых низких цен".

ФАС в этой схеме не понравилось несколько моментов. По российскому Закону "О банках и банковской деятельности", предоставлять кредиты могут лишь кредитные организации после получения лицензии ЦБ. Более того, тот же закон прямо запрещает совмещать банковскую и торговую деятельность. Сети продаж электроники таких лицензий иметь не могут, а значит, и не вправе обещать кредиты от своего имени. Вдобавок услуга по кредитованию, согласно пункту 3 статьи 423 и пункту 1 статьи 819 ГК РФ, является платной, следовательно, бесплатным или беспроцентным кредит не может быть по определению. А значит, "М. Видео" и остальные сети, называя услугу продажи товаров в рассрочку кредитом, вводят клиентов в заблуждение и тем самым нарушают законодательство о рекламе, считают в Петербургском УФАС.

Как пояснил "Эксперту" управляющий развитием юридической практики центральной дирекции юридической фирмы "Вегас-Лекс" Дмитрий Орахелашвили, "М. Видео" нарушила ст. 6 ФЗ "О рекламе": "Существенная информация - о ставках рефинансирования, о принятии сетями расходов по кредиту на себя и так далее, - видимо, должна была быть представлена в форме, понятной для контрольно-надзорных органов и среднестатистического покупателя. Тем более если сеть остановила рекламу: тем самым она косвенно подтверждает, что действия ФАС правомерны".

Но не все юристы поддерживают ФАС в этой атаке на розницу. Руководитель корпоративной практики юридической компании Legas Елена Хмелевская отмечает: "Довод антимонопольного органа о том, что кредит не может быть беспроцентным, не основан на положениях действующего законодательства (согласно п. 1 ст. 819 ГК РФ, условия кредитования определяются договором). Несмотря на то что магазин не является кредитной организацией, реклама в нем товаров и услуг,

Новости партнеров

«Эксперт»
№39 (485) 17 октября 2005
Премьерские инициативы
Содержание:
Большая презентация

Программа экономического роста, обнародованная Михаилом Фрадковым, - заявка на сохранение премьерского поста после 2008 года. Шансы Михаила Ефимовича стоит оценить как весьма высокие

Международный бизнес
Экономика и финансы
Экономика и финансы
Реклама