Уроки собственной истории

Общество
Москва, 12.12.2005
«Эксперт» №47 (493)
Более ста лет назад в России была заложена традиция общественного участия в управлении образовательными процессами. Сейчас самое подходящее время эту традицию восстановить

В ноябре на "Русских чтениях" (международная программа, организованная Институтом общественного проектирования) выступал Харли Балзер с лекцией "Государство и частное партнерство в финансировании высшего образования в Российской империи, СССР и Российской Федерации". Балзер - профессор Джорджтаунского университета (штат Вашингтон). Он много лет изучает историю российской науки и образования и считается одним из ведущих западных специалистов в этой области.

По мнению г-на Балзера, короткий и успешный период российского капитализма, завершившийся почти столетие назад, был отмечен весьма удачным опытом участия общества в образовательных процессах. Усилиями Сергея Витте и его коллег в образование были привлечены солидные частные средства, а общество в то время играло серьезную роль в планировании образования и управлении им. То, как развивалась эта система, и то, как позднее была утеряна модель государственно-частного партнерства, самым непосредственным образом связано с политикой. Но традиция вовлечения общества в социальную политику в России существует, более того, без участия общества успешная социальная политика невозможна. Опыт Витте показывает, что конкуренция между министерствами за федеральное, местное и частное финансирование привела к беспрецедентному расширению системы школ и инновациям в программах. И профессор Балзер сомневается в том, что сегодня одним чиновникам, без участия общественных сил, удастся создать в России эффективную современную систему образования.

И для кухаркиных детей тоже

- Господин Балзер, вы в своих работах выделяете несколько периодов развития российского образования. Что это за периоды?

- За последние сто тридцать лет в России было четыре периода бурного роста числа высших учебных заведений. Первый - в конце девяностых годов девятнадцатого века. О нем стоит поговорить отдельно. Второй период, как ни странно, - 1917-1921 годы. В это тяжелое время новое общество потребовало высшего образования, которого оно было лишено в царское время. И если в 1914 году в Российской империи был 91 вуз, то в 1920-м их было уже 249. Но это был не очень эффективный и во многом формальный рывок: в течение трех последующих лет многие из этих вузов исчезли. Третий взлет был в середине первой пятилетки, в начале тридцатых годов, когда по указанию Сталина чуть ли не каждый факультет стал отдельным вузом, и в течение двух лет количество вузов выросло почти в пять раз. А четвертый этап начался в девяностые годы двадцатого века, и вы про него знаете гораздо лучше, чем я.

- Чем интересен в плане образования конец девятнадцатого века - как известно, это был период достаточно интенсивного промышленного роста в России?

- Во времена Александра Второго, Александра Третьего и Николая Второго либерально настроенные люди называли министерство образования не "министерством народного просвещения", а "министерством народного протемнения". Это не просто шуточное высказывание: министр просвещения того времени Иван Делянов был ярко выраженным консерватором (

Новости партнеров

«Эксперт»
№47 (493) 12 декабря 2005
Выборы
Содержание:
Шоу Рогозина

Редакционная статья

Обзор почты
Международный бизнес
Рейтинг
Русский бизнес
Реклама