Русский лоскут в евразийском одеяле

Русский бизнес
Москва, 19.12.2005
«Эксперт» №48 (494)
Председатель совета директоров компании "Альянс 'Русский текстиль'" Зеин Ахабаев считает, что конкурировать на текстильном рынке можно только при наличии высокотехнологичной базы производства

- Сегодня уже можно точно сказать, что центр мирового текстильного производства окончательно переместился в восточные страны - Пакистан, Индию, Турцию, Китай. При этом российская текстильная отрасль близка к системному кризису: в 2004 году ее рентабельность в среднем составила чуть более одного процента, доля убыточных предприятий в первой половине 2005 года достигла сорока шести процентов, мощности загружены едва ли наполовину, успешных компаний - единицы. Нашим текстильщикам уже не выбраться из этой ситуации?

- Действительно, очень многие предприятия работают сегодня на пределе рентабельности, в том числе и в хлопчатобумажной отрасли, в которой девяносто пять процентов рынка принадлежит отечественным компаниям. Мы сейчас испытываем очень большую конкуренцию как внутри страны, так и на внешних рынках. Но, по моему мнению, текстиль, в отличие от швейной и обувной промышленности, может по цене конкурировать с продукцией стран Юго-Востока при условии создания высокотехнологичной производственной базы. Чем мы, собственно, и занимаемся все последнее время.

Но нам хотелось бы большего понимания наших проблем со стороны государства. Если оно считает, что текстильный бизнес в стране должен развиваться, надо создавать для этого условия: никаких проблем не должно быть с поступлением в страну сырья и с экспортом готовой продукции. В то же время необходимы существенные ограничения на импорт определенных видов готовой продукции и на экспорт сырья из страны. У нас по факту получается все наоборот: ввоз сырья ужесточается с каждым годом, импортная продукция поступает в страну беспрепятственно - таможенные пошлины и НДС практически не дают нашим компаниям возможности закупать оборудование за рубежом и экспортировать готовый продукт. Возврат НДС очень затруднителен, в среднем он занимает до двух лет. Чем динамичнее компания растет, тем больше накапливается НДС и выбывает средств из оборота.

- Именно поэтому наши текстильные предприятия в основном перевооружаются "лоскутно", а это, в свою очередь, не позволяет им выйти на приемлемый уровень конкурентоспособности?

- Это действительно так. Сегодня все производители, вложившиеся в перевооружение, столкнулись с проблемой сопряжения различных производственных переходов. Производственный процесс в нашей отрасли - это длинная последовательная цепочка. И, если перевооружаться, делать это нужно как минимум блоками, например покупать комплектную прядильную или, скажем, отделочную фабрику, а не отдельный станок или агрегат. Оборудование должно полностью сопрягаться. Например, между чесальным и ленточным производством используются определенные тазы, и если ты заменил оборудование, а тазы не соответствуют нужному стандарту, то это уже проблема. В результате, вложившись в перевооружение, фабрики на проектную мощность выходят только через год-два, а это очень большой срок.

Вторая проблема заключается в том, что всем нам достались старые комбинаты. Поэтому при проведении модернизации компании пытаются эти стены как-то использ

Новости партнеров

«Эксперт»
№48 (494) 19 декабря 2005
Рынок недвижимости
Содержание:
Чья это "плаза"?

Редакционная статья

Международный бизнес
Экономика и финансы
Наука и технологии
Общество
Русский бизнес
Наука и технологии
Реклама