В пределах великих дел

Культура
Москва, 19.12.2005
«Эксперт» №48 (494)

Проходящая в Третьяковской галерее на Крымском валу выставка "В пределах прекрасного" - это, как сказали бы раньше, творческий отчет московских концептуалистов Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Макаревич и Елагина встретились в самом начале 80-х - будучи еще не концептуалистами, а вовсе даже советскими монументалистами. Тогда они вместе работали над идеологически выдержанным панно для зала заседаний Политбюро в Кремле.

Этот опыт не прошел бесследно - начиная с 90-х Макаревич и Елагина коллекционировали фантазмы, порожденные советской не то чтобы даже идеологией, а химической реакцией идеологии и быта. Макаревич вспоминал, как его жена и соавтор однажды откопала где-то занюханный рецепт для детского лекарства, к которому был прилеплен какой-то зеленый обмылок. И это положило начало их первому совместному произведению под названием "Детское". За ним последовали "Закрытая рыбная выставка", "Лаборатория великих дел", "Кладезь жизни" - объекты и инсталляции, "воссоздающие" материю, порожденную какой-нибудь очередной великой идеей. Например, идеей продлить жизнь советского человека до ста пятидесяти лет. Именно ее вынашивает один из персонажей коллекции Макаревича и Елагиной - академик-биолог Ольга Борисовна Лепешинская, героиня "Лаборатории великих дел".

Сколько, оказывается, материальных свидетельств своего существования способна породить эта идея: колбочки, тряпочки, исписанные мелким почерком бумажки, очечки с круглыми стеклышками. Художники извлекают бесценный хлам из залежей, соседствующих с каким-нибудь случайно найденным раритетом вроде каталога "Закрытой рыбной выставки" Астраханского Дома партактива 1934 года. Такой каталог - подарок для любого концептуалиста, он сам по себе уже арт-объект. Но у Макаревича и Елагиной он обрастает тщательно обустроенными материальными свидетельствами, словно призванными подтвердить его достоверность. Их концептуализм, в отличие от надмирного концептуализма Кабакова, теплый и материальный. Они коллекционируют все, что производит на свет фантазм, пробравшийся в материальный мир, и предъявляют все это публике - обшарпанное, местами обгоревшее, заляпанное неизвестной жидкостью, драгоценное.

Новости партнеров

«Эксперт»
№48 (494) 19 декабря 2005
Рынок недвижимости
Содержание:
Чья это "плаза"?

Редакционная статья

Международный бизнес
Экономика и финансы
Наука и технологии
Общество
Русский бизнес
Наука и технологии
Реклама