Airbus пошел ва-банк

27 февраля 2006, 00:00

Соперничество Boeing с Airbus за господство на нашем рынке вступило в решающую стадию. Борьба развернулась за победу в тендере "Аэрофлота" на поставку 22 новых дальнемагистральных лайнеров общей стоимостью 2,5 млрд долларов. И на прошлой неделе Airbus пошел ва-банк.

Старший вице-президент европейского концерна Аксель Крайн предложил российскому правительству новую программу сотрудничества, в соответствии с которой наши заводы и КБ смогут заработать почти 25 млрд долларов. Прежде всего речь идет об участии российских предприятий в конструкторских и производственных работах по созданию нового европейского дальнемагистрального самолета A-350 на условиях разделения рисков. Доля России в этом проекте может составить от 3 до 5%. Как заявил г-н Крайн, уже в рамках программы A-350 предполагается выйти на новый уровень двусторонней кооперации, в рамках которой российские специалисты будут участвовать не только в производстве отдельных комплектующих, но и в их разработке, а также в послепродажном обслуживании самолетов. А после того как проект A-350 окупится, участвующие в нем компании будут получать прибыль в соответствии со своими взносами. Помимо этого Airbus предложил нашим заводам заняться проектом конвертации пассажирских самолетов семейства A-320 в грузовые. Здесь наша доля составит уже 50%. Наконец, нашей стране предложено равноправное партнерство при создании самолетов Airbus новых поколений -- начиная с выбора идеи, разработки, производства лайнеров и до совместного распределения прибыли. При этом все действующие программы Airbus с российским авиапромом будут продолжены, а оборот по ним увеличен. "В 2007 году мы выйдем на ежегодный показатель в 110 миллионов долларов", -- уверенно пообещал г-н Крайн.

Правда, расширение кооперации с нашим авиапромом руководство Airbus фактически напрямую увязывает с поставками своих новых самолетов в Россию. В прошлом году российские авиакомпании закупили всего четыре самолета Airbus (против 35 лайнеров Boeing), а европейский концерн это явно не устраивает. Изменить ситуацию в свою пользу Airbus сейчас может только победив Boeing в тендере "Аэрофлота". До последнего времени американцы были явными фаворитами этого конкурса. Правление "Аэрофлота" даже включило лайнер Boeing-787 в стратегию развития авиапарка компании до 2010 года. Но после предложения Airbus ситуация изменилась. Совет директоров авиакомпании (большинство в нем имеют представители государства) отказался утвердить стратегию развития парка "Аэрофлота", отправив документ на доработку. Таким образом, власти ясно дали понять, что теперь они ждут нового предложения и от Boeing. Причем времени у американцев крайне мало. Окончательные итоги тендера "Аэрофлот" должен обнародовать не позднее апреля этого года.