Догонялки по вертикали

Культура
Москва, 08.05.2006
«Эксперт» №17 (511)
В Москве открылась выставка самого знаменитого архитектора современности -- Нормана Фостера. Это прелюдия к его работе в России. С помощью Фостера мы вступаем во всепланетную небоскребную гонку

Еще недавно было совершенно невозможно представить, что у нас будет строить Норман Фостер -- самый знаменитый из ныне здравствующих архитекторов. Практически так же, как при советской власти невозможно было поверить в то, что в табачном ларьке у дома будут продавать Camel. Дело не в том, что мы западным архитекторам совсем неинтересны. Мы им очень интересны -- иначе не ездили бы они сюда с лекциями и мастер-классами. Если перечислить всех знаменитостей, перебывавших у нас за последние десять лет, то как раз и получится весь наличный звездный состав современной архитектуры. Только ничего из этого пока не выходило. Приезжают, смотрят дом архитектора Мельникова, печально цокают языком при виде разрушающегося дома архитектора Гинзбурга и уезжают. Некоторые, впрочем, успевают сделать эскизный проект по заказу какой-нибудь крупной инвестиционно-строительной компании, ни о чем не договариваются и опять-таки уезжают.

Так и сложилось, что у нас звезды читают публичные лекции, а строить отправляются известно куда -- в Китай. Там имперские амбиции, помноженные на олимпийский синдром, заставляют власти ладить со звездами. И вдруг неожиданность -- Фостер собственной персоной объявился в России, с грандиозной выставкой и обширными строительными планами.

Хлопотное дело

Выставку "Пространство и время" Фостера в ГМИИ им. А. С. Пушкина стоит смотреть по многим причинам. Во-первых, потому что это прекрасный образец музейной экспозиции. Последний раз у нас так качественно показывали проекты во времена сталинской Академии архитектуры. Настоящая архитектурная выставка -- дело дорогостоящее и хлопотное: чем интереснее макеты, тем они дороже, чем они дороже, тем хуже они переносят перемещения. Перед открытием выставки Фостера грандиозный макет сооруженного им в 90-х купола Рейхстага несколько суток приводили в порядок, вставляя на место выпавшие куски пластика. Сегодня большинство наших (да и не только наших) архитекторов предпочетает показывать публике фотографии и 3D-модели. У Фостера же -- грандиозные детальные макеты, выполненные с тем же усердием, с каким делали макеты в эпоху Ренессанса, чтобы впечатлить строительными затеями римских пап. Фостеровские макеты вместе с большими фотографиями выстроенных зданий позволяют рассмотреть не только, как выглядит постройка, но и как она устроена. Например, оценить, насколько она легче и прозрачней, чем кажется на картинках. Кроме того, на выставке много рисунков, которые доказывают, что хай-тек -- это не результат саморазвития какой-то железки с электронными мозгами, а дело рук человеческих, человеческого воображения и изящества.

И наконец, надо смотреть выставку Фостера, потому что на ней представлены два российских проекта -- проект реконструкции острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге и проект башни "Россия" в комплексе Москва-Сити.

Остров сокровищ

Собственно говоря, с Новой Голландии и началось зримое присутствие Фостера на нашей архитектурной сцене. Власти Петербурга уже давно собирались вернуть Новую Голландию город

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (511) 8 мая 2006
    Энергетическая стратегия
    Содержание:
    Национальное достояние Европы

    В обмен на доступ к сибирскому газу BASF готов отдать под контроль "Газпрома" половину рынка Германии. Кайф от газовой паузы, которую получает Западная Европа, заставит породниться с "Газпромом" и прочие ее страны

    Обзор почты
    Реклама