Биполярный рынок

До конца года, скорее всего, лицензирование факторинговой деятельности будет отменено. Этого, однако, недостаточно для резкого ускорения роста рынка

Действующее законодательство прямо разрешает заниматься факторингом -- финансированием под уступку прав денежного требования -- лишь банкам. Однако из-за существующих противоречий в различных законодательных актах им могут фактически заниматься и организации, не имеющие банковской лицензии. В итоге некоторые компании, практикующие этот вид деятельности, предпочли получить банковскую лицензию (например, лидер рынка НФК), в то время как другие на свой страх и риск работают без нее. "Проведя юридическую оценку ситуации, -- отмечает Алексей Бородулин, генеральный директор факторинговой компании 'ТрансКредитФакторинг', -- мы пришли к выводу, что можем заниматься факторингом и без лицензии". Из этой логики исходят также "Средневолжская факторинговая компания", "Фактор Фирма Энергия", "Еврокоммерц". Фактически уже сегодня в России сложился двуполярный рынок факторинга: с одной стороны, банки с другой -- специализированный -- Факторы.

Культивация правового поля

Участники рынка давно ждут официального снятия этого противоречия. И только сейчас дело сдвинулось с мертвой точки: в этом году, видимо, будут приняты соответствующие поправки в Гражданский кодекс. Первое чтение в Государственной думе законопроект уже прошел, хотя не все одобряют отмену необходимости лицензирования. Ассоциация российских банков, к примеру, опасается, что в результате вывода факторинга из-под надзора ЦБ возрастет число недружественных поглощений путем скупки долгов. С другой стороны, подобные проблемы можно предотвратить, зафиксировав в Гражданском кодексе запрет на переуступку факторинговым компаниям просроченной задолженности.

И все же ожидаемая ликвидация лицензирования не решит полностью законодательных проблем, сдерживающих развитие факторинга. Поправки в ГК должны подстегнуть рынок, но это не значит, что ежегодный рост факторинговых операций взлетит до 250-300%. Для достижения таких показателей необходимы изменения в валютном и налоговом законодательстве и, что не менее важно, популяризация факторинговых услуг среди потенциальных потребителей.

По мнению большинства участников рынка, для развития факторинговой индустрии сейчас гораздо важнее общее совершенствование законодательства страны. "Налоговое, валютное, гражданское законодательство требуют существенной доработки для того, чтобы рынок факторинга получил большее развитие", -- говорит Алексей Бородулин. Нерешенными остаются проблемы с налогообложением комиссии Факторов в части уплаты НДС, налогообложением резидентов в части зачета НДС при проведении международного факторинга, в валютном регулировании международного факторинга и некоторые другие.

Взросление рынка факторинга ставит на повестку дня вопрос о создании в России профильных саморегулирующихся организаций. Как показывает международный опыт, они весьма успешно могут справляться с функциями государственного регулирующего органа. В Великобритании, например, это общественная организация Factors and Discounters Association (FDA), выработавшая определенный кодекс поведения участников факторинговой индустрии. Причем роль FDA настолько высока, что ее порицание оказывает влияние на поведение того или иного Фактора. "Среди отдельных факторинговых компаний в нашей стране есть понимание того, что для нормального развития отрасли необходим некий кодекс чести, которому бы все следовали, -- говорит Михаил Трейвиш, председатель правления НФК. -- Например, существует риск неоднократной переуступки одного и того же денежного требования. В западной практике информировать об этом друг друга, если это становится известно одному из Факторов, -- абсолютная норма. Нечто подобное может быть создано и у нас".

Фактически уже сегодня в России сложился двуполярный рынок факторинга

Алексей Бородулин считает, что российскому факторинговому сообществу для отстаивания общих интересов в законодательных, исполнительных органах власти, налоговых и других государственных органах необходима ассоциация факторинговых компаний по типу ассоциации российских банков. Она могла бы также заняться выработкой общей технологии оказания факторинговых услуг, обучением специалистов, которых пока на рынке крайне мало. С г-ном Бородулиным солидарен Илья Покаместов, директор департамента факторинговых операций Банка Сосьете Женераль Восток. "Мы сейчас разрабатываем проект создания профессиональной общественно-некоммерческой организации, которая в том числе могла бы заняться лицензированием факторинговых компаний", -- отмечает он.

Компания или банк

На рынке уже сейчас существует два лагеря: специализированные факторинговые компании (часть из которых формально имеют банковскую лицензию) и банки, выделившие департаменты факторинга в своей структуре. Оба стратегических варианта -- создавать департамент факторинга в банке или специализированную компанию -- имеют как преимущества, так и недостатки.

Сейчас большинство специализированных факторинговых компаний вынуждены работать при ограниченных финансовых ресурсах, когда нужно при необходимости четко отслеживать все денежные потоки во избежание проблем с недостатком ликвидности. Это дает определенные конкурентные преимущества банкам, развивающим факторинговые подразделения. "Ресурсная база банка позволяет устанавливать лимиты финансирования, обеспечивающие компаниям-продавцам рост продаж, и предлагать более выгодные тарифы. Факторинговые компании, сталкиваясь с необходимостью заимствований ресурсов, зачастую вынуждены устанавливать лимиты на клиентов в меньших объемах и увеличивать стоимость оказываемых услуг на расходы по приобретению ресурсов", -- говорит Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций АКБ "Промсвязьбанк".

По мере развития рынка аргументы сторонников специализации будут выглядеть все более убедительными. Ведь факторинг -- это комплексная услуга, состоящая не только из финансирования, но и страхования рисков, управления дебиторской задолженностью, информационного обслуживания. По сути Фактор предоставляет услуги по риск-менеджменту. Это аутсорсинг части управления рисками -- кредитными и ликвидности. Само по себе финансирование лишь часть этой услуги. Возможно, именно поэтому ряд банков в прошлом году выделил свои факторинговые подразделения в отдельные дочерние компании: ТрансКредитБанк создал факторинговую компанию "ТрансКредитФакторинг", Всероссийский банк развития регионов -- "Региональную факторинговую компанию".

Фактор клиента

Ориентация на развитие факторингового бизнеса внутри банка или на создание специализированной компании во многом определяет круг потенциальных клиентов и спектр предлагаемых услуг.

В банках сейчас активно развивается факторинг для крупных и средних клиентов. Факторинг с регрессом позволяет банку практически не нести никаких затрат по оценке дебиторов клиента, поскольку все неплатежи дебиторов можно будет перевести на клиента. В то же время крупный банк может предложить комплексное обслуживание. "Крупные компании высоко ценят индивидуальный подход. В зависимости от потребностей клиента в нашем банке можно получить и так называемый классический факторинг, с финансированием регулярных поставок и комплексом других традиционных для факторинга услуг, и подконтрактное финансирование, то есть финансирование в рамках единичных договоров, -- отмечает Александр Морозов, начальник управления факторинга банка "Петрокоммерц". -- Предлагая тот или иной продукт клиенту, мы стараемся максимально удовлетворить его потребности и пожелания".

Специализированные компании все с большим интересом смотрят на сегмент малого и среднего бизнеса. Несмотря на то что в последние годы выросло банковское кредитование, малые предприятия испытывают большой финансовый голод. Их потребность в привлеченных ресурсах оценивается в 25-30 млрд долларов, при том что в реальности спрос удовлетворен лишь на 15-20%. "Основная причина недофинансирования малого бизнеса -- сложность получения кредита (множество формальностей при рассмотрении кредитных проектов, высокие требования к предмету залога), -- говорит Алексей Бородулин. -- В этой ситуации факторинг наиболее привлекателен, он обеспечивает беззалоговое финансирование, плюс компаниям предоставляются дополнительные услуги по управлению дебиторской задолженностью".

Кроме того, у малых предприятий могут быть дебиторы приемлемого уровня риска, такие, например, как торговые сети, РЖД или иные крупные компании. Ситуация, когда небольшое торговое предприятие является поставщиком известного крупного покупателя, достаточно типична. Рассказывает Сергей Рязанцев, начальник управления активных операций АКИБ "Церих": "К нам обратилась организация, которая более половины своей продукции поставляет одному широко известному ритейлеру. С учетом идеальной платежной дисциплины и высокой надежности дебитора мы увеличили объем финансирования поставок вдвое. В связи с тем что наш клиент, благодаря высвобождению оборотных средств, полностью обеспечивает потребности ритейлера по определенной группе товаров, тот предлагает ему хорошие условия закупок и готов расширять с ним сотрудничество по смежным проектам".

Останавливает факторинговые компании от массовой работы с малым бизнесом отсутствие практики оценки рисков по данной группе клиентов. Опытом решения этой проблемы делится Григорий Карповский, генеральный директор факторинговой компании "Еврокоммерц": "Мы никогда не считали крупный бизнес своим основным клиентом. Однако благодаря четырехлетней работе в этом сегменте нам удалось собрать статистику по их дебиторам, более мелким компаниям. В результате сейчас мы имеем очень хороший инструментарий для оценки малых и средних предприятий, обращающихся к нам за факторингом. Это позволяет нам быстро наращивать портфель".

Все же в более долгосрочной перспективе, скорее всего, банки и специализированные Факторы поменяются ролями. Банки, предоставляющие только финансирование в рамках факторинга, вынуждены будут переориентироваться на работу с малым бизнесом. Эти предприятия заинтересованы прежде всего в решении проблем, связанных с дефицитом оборотного капитала. Крупному и среднему бизнесу нужны несколько иные услуги: оценка надежности потенциальных дебиторов, организация учета продаж и дебиторской задолженности, защита от кредитных рисков и рисков ликвидности, контроль за своевременной оплатой и сбор задолженности и прочее. Именно за так называемые нефинансовые услуги крупные и средние компании готовы платить больше, чем просто за финансирование уступаемых Фактору денежных требований.