Владимир Устинов формально ушел по собственному желанию -- генпрокурор попросил Совет Федерации отстранить его от исполнения обязанностей и рассмотреть вопрос в его отсутствие. Однако одновременно с этим обращением пришло представление от президента Путина. Это очевидно свидетельствует, что отставка прокурора была не совсем добровольной.
Почти все комментаторы сходятся на том, что причиной отставки одного из самых влиятельных должностных лиц Российской Федерации стала борьба кланов. Причем акцент делается на столкновении группы "питерских силовиков", к которой относятся замглавы администрации президента Игорь Сечин и Владимир Устинов (а также примкнувший к ним, по заверениям политологов, москвич Юрий Лужков), и "питерских юристов" -- чиновников, группирующихся вокруг первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Картина в такой интерпретации выглядит следующим образом: группа СечинаУстинова в последнее время попыталась усилить свои позиции и начать самостоятельную игру. Однако Путину такой поворот событий не понравился, и теперь чаша весов склонилась на сторону группы Медведева.
В связи с этим в качестве кандидата на пост генпрокурора называется близкий Медведеву полпред в Поволжском федеральном округе, а в недавнем прошлом районный прокурор из Питера Александр Коновалов. Впрочем, главным претендентом считается Дмитрий Козак -- он хоть и безусловно относится к группе "питерских юристов", но имеет и личный контакт с Путиным, и весьма значительный самостоятельный вес. Многие даже считают его одним из ключевых кандидатов на роль преемника. Разумеется, не исключен вариант, при котором пост Устинова займет его первый зам Юрий Бирюков: в этом случае и урок силовикам будет преподнесен, и баланс сил останется прежним.
Впрочем, все нынешние экспертные комментарии по большому счету решение уравнений с таким количеством неизвестных, что вряд ли стоит слишком серьезно к ним относиться. Фактом же пока является только сама по себе отставка генпрокурора.
В 2000 году Путин уже пытался убрать Устинова, тогда все были уверены, что его сменит человек из ближнего окружения президента, еще не слишком известный тогда питерский юрист Дмитрий Козак. Однако тогда по какой-то причине сделать этого Путин не захотел или не смог -- Устинов остался генпрокурором, а Козак занялся судебной и административной реформой, реформой местного самоуправления, а потом и вовсе обустройством Кавказа. Последующее развитие событий навело многих на мысль, что это была одна из точек бифуркации, и решение президента было если не роковым, то резко усложнившим дальнейшее развитие событий. И вот теперь спустя шесть лет отложенная отставка состоялась.