Елена Трубникова, управляющий партнер АКГ «ФинЭкспертиза»:
— К услугам аудиторов и консультантов государственные организации обращаются, в первую очередь, реализуя функцию контроля за эффективным использованием государственного имущества. Это, в частности, аудит по спецзаданию на предмет целевого расходования бюджетных денег, унификация отчетности предприятий с долей госсобственности, исследования эффективности использования госсобственности, проведение структурных реформ.
Если менеджмент частной компании старается получить своевременное решение, то для менеджмента государственных структур приоритет — найти наиболее рациональное решение, так как его будут многократно проверять и оценивать.
Выполняя заказы госструктур, мы получаем опыт работы со сложной системой управления, которая реализует политические устремления нашей страны: высокая структурированность госзаказов приводит к тому, что результаты успешной работы по таким проектам могут быть запросто положены в основу многих методических разработок.
На наш взгляд, для наилучшего результата любые заказы госсектора должны выполняться совместно отечественными компаниями и ведущими мировыми лидерами в этой области. Такие продуктивные тандемы позволят сочетать огромный мировой опыт со знанием местной специфики, а также будут способствовать быстрому сокращению «дефицита опыта» у отечественных компаний.
Валентина Лапушкина, директор департамента по взаимодействию с государственными органами «МЦФЭР-консалтинг»:
— Взаимодействие с органами власти имеет большую специфику: здесь важен опыт работы чиновников и специалистов, их послужной список. Такие проекты требуют повышенной исполнительской дисциплины и высокой деловой культуры. Уникальность системы принятия решений и процессов, протекающих в органах государственной власти, делает невозможным применение стандартных информационных систем. Крайне важно соблюдение всех установленных сроков. Когда же проект завершен, срок сдачи расчетов может сильно затянуться из-за неравномерности поступления бюджетных средств.
Получается, что консалтинговые проекты в органах госвласти либо убыточны, либо низкорентабельны. Беремся же мы за них, как правило, в имиджевых целях или если они нам интересны профессионально, с точки зрения опыта. Например, специалистами «МЦФЭР-консалтинг» были реализованы информационно-аналитические системы и системы по поддержке принятия решений в Минобразования, ФНС, Минобороны, также разработаны методические рекомендации по бюджетному учету в Пенсионном фонде, МИД, Роснедрах и других министерствах и ведомствах.
Сегодня спрос на консалтинговые услуги со стороны госсектора серьезно повысился. Но я думаю, что органам власти надо еще активнее прибегать к помощи внешних консультантов, чтобы качественно заниматься стратегической, методологической и аналитической работой.
Сергей Базоев, партнер PricewaterhouseCoopers:
— В последнее время мы наблюдаем повышение спроса на консалтинг, связанное с привлечением инвестиций в регионы, а также частного капитала — в инфраструктурные и социально значимые проекты. В первом случае консультанты PwC помогают власти и инвесторам найти общие интересы и возможности для взаимовыгодного сотрудничества, во втором и бизнесу, и государственным организациям требуется от консультантов корректное финансовое структурирование сделки и серьезная юридическая поддержка. Например, МЭРТ и администрации Санкт-Петербурга мы помогли подготовить проекты тендерных документов для создания государственно-частного предприятия для строительства и эксплуатации Западного скоростного диаметра — первой платной скоростной дороги в России.
В ряде стран госструктуры уже давно совместно работают с консультантами по вопросам повышения финансовой прозрачности своей деятельности, создания систем сбалансированных показателей для оценки результатов. В целом эти проекты мало чем отличаются от ведущихся в негосударственном секторе. Но некоторые российские госструктуры пока еще относительные новички в вопросах привлечения консультантов, отсюда — различия в планировании, финансировании и других вопросах.
Помогая госструктурам, власти и стране быть более эффективными, мы сами получаем долгосрочные преимущества в виде растущей и стабильной экономики, качественного рынка труда. Например, в Великобритании мы помогаем образовательным учреждениям в самых различных сферах, от разработки стратегии обучения через интернет и консультаций по вопросам пенсионного обеспечения преподавателей до привлечения частного финансирования в проекты по строительству студенческих кампусов и консультирования университетов по использованию прав на интеллектуальную собственность.
Алексей Голосов, президент компании «ФОРС — Центр разработки»:
— В связи с активным развитием темы административных регламентов для органов исполнительной власти становятся востребованными консалтинговые услуги в этой области. Наш опыт показывает, что существует острая потребность в реализации интеграционных проектов, в том числе связанных с построением информационной архитектуры ведомств. В заказных разработках традиционно присутствует компонент, связанный с анализом деловых процессов и построением формальной модели, необходимой для разработки системы.
В результате выполнения таких заказов мы не только получаем опыт, но и укрепляем свою репутацию, поскольку некоторые разработки становятся востребованными и в других отраслях. То есть происходит взаимное обогащение, передача знаний и практик между отраслями экономики.
Когда возникает потребность в использовании международного опыта применения продуктов и технологий, по различным причинам отсутствующего у нас в стране, мы сотрудничаем с зарубежными коллегами. Но бывают и такие ситуации, когда российский опыт интересен за рубежом. Например, недавно мы получили очередной запрос от коллег из Oracle продемонстрировать решения, разработанные нашей компанией для государственного сектора, с целью их возможной адаптации для европейского рынка.
Максим Николаев, директор департамента консультационных услуг госсектору аудиторско-консалтинговой компании ФБК:
— Рынок услуг государственному сектору стал динамично развиваться под влиянием проводимых реформ бюджетного процесса и управления, и, по нашим оценкам, спрос на услуги в этой сфере будет возрастать.
В практике нашей компании в основном консалтинг в рамках реализации инновационных проектов, финансируемых как донорскими организациями (Всемирный банк, DFID, Евросоюз и другие), так и федеральным бюджетом. Для выполнения таких работ требуются команды экспертов, способные проанализировать зарубежный опыт и российскую ситуацию, выработать стратегию и тактику, предложить технологии и инструментарий, которому можно обучить непосредственных исполнителей в органах власти. Совместная работа с ведущими консультационными компаниями Нидерландов, Великобритании, Германии и Франции позволила нам творчески использовать достижения зарубежных стран и избежать ряда принципиальных ошибок.
К сожалению, сохраняются проблемы при планировании и размещении государственного заказа на консультационные услуги. В нашей практике был парадоксальный случай, когда компанию ФБК пригласили на конкурс, но результаты всей объемной работы требовалось представить уже через десять календарных дней после объявления победителя конкурса. От участия в таком конкурсе нам пришлось отказаться.
Виктор Петроченков, генеральный директор компании «Совтекс»:
— Увеличение спроса со стороны государства на консалтинговые и аудиторские услуги диктуется активными изменениями системы государственного и муниципального управления, нацеленностью сегодняшней деятельности властных органов на конечный результат.
В отличие от корпоративного сектора в проектах для государственного заказчика правовые, социальные и экономические вопросы переплетены столь плотно, что для качественного их исполнения от консультантов требуется высочайшая квалификация и интенсивность работ, отличающихся высокой сложностью и трудоемкостью. Между тем это хорошая школа: консультанты, имеющие опыт реализации проектов в общественном секторе, высоко ценятся на рынке консалтинговых услуг. Такая работа сегодня выгодна стратегически. Так, в установленном порядке наша компания стала уполномоченным аудитором Министерства финансов Московской области. Этот статус вызывает доверие наших клиентов и усиливает позитивный имидж компании.
Одна из областей, в которой сегодня нашей компании удается привлечь реальные инвестиции для развития и модернизации, — это акционирование ЖКХ и повышение качества обслуживания жилфонда. Такая задача поставлена губернатором Московской области на 2006 год, и сейчас мы работаем над ее решением.