И песни как птицы

Международный бизнес
Москва, 27.11.2006
«Эксперт» №44 (538)
Авторское право в России ждут серьезные изменения, но каков будет их эффект — пока неясно. Пример Латвии, принявшей все нормы ЕС, весьма показателен. В этой стране все еще высок уровень цифрового пиратства, но деньги правообладателям зарабатывают общества по коллективному управлению правами

«Песня, знаете, она же как птица: выпустил из рук — и уже не поймаешь… Разве можно привязать птицу за ниточку и таскать за собой? Она хочет свободы! Да и что за ней бегать, когда впереди еще много других песен, — в сердцах восклицает Зигмар Лиепиньш, широко известный в Латвии композитор, и продолжает: — Я же композитор, творческий человек, моя работа — творить! Если я буду думать о копирайтах, правах, деньгах и подобной чепухе, у меня не останется времени на музыку! Разве композитор — тот, кто написал одну песню и всю жизнь за ее счет живет?»

Видимо, от избытка чувств господин Лиепиньш достает сигарету, порывисто полыхает зажигалкой и от души затягивается. Выпустив клуб-другой дыма, он откидывается на диванчике и задумчиво смотрит на закат. Говоря, что он не бизнесмен, Зигмар Лиепиньш немного лукавит: в Латвии он известен не только как автор многих сотен популярных песен, но и как владелец успешной радиостанции SWH, которая крутит непопсовую музыку. Впрочем, очень быстро выясняется, что Зигмар имеет в виду, когда разводит в стороны композиторов и бизнесменов.

Оказалось, деньги на своем творчестве он зарабатывает, и неплохие. Но получает их от общества по коллективному управлению авторскими правами, которое собирает средства со всех, с кого только можно — от телеканалов и радиостанций до служб такси и судоходных компаний. Но это как композитор, а как радиовещатель Зигмар Лиепиньш сам платит коллективным управляющим за прокрутку фонограмм у себя на радио. Не так давно он даже выиграл в суде дело против авторского общества, которое требовало от него 6% от оборота радиостанции. Впрочем, поделившись своими эмоциями, обстоятельно говорить о проблемах авторского права Лиепиньш не хочет, объясняя это просто: тема вне его компетенции. И отсылает меня к Еве Платпере, управляющему директору Ассоциации исполнителей и производителей фонограмм Латвии (Latvian Performers and Producers Association, LAIPA).

Разговор с госпожой Платпере показался важным по нескольким причинам. Во-первых, членство в Евросоюзе потребовало от Латвии серьезных доработок законов об авторском праве, а потому крайне интересно, что изменилось в стране с момента ее вступления в ЕС. Во-вторых, давно известно, что между законами и практикой всегда пролегает пропасть — и прикинуть ее масштаб представляется весьма любопытным. В этом смысле пример Латвии очень характерен: в стране приняты законы, полностью отвечающие строгим требованиям ЕС, но так уж ли упал в ней уровень пиратства? Все это тем более важно, что Россия застряла на пороге ВТО в том числе и из-за проблем с авторским правом: американцы требовали от нас весьма серьезных уступок в этой сфере. И сейчас, когда вопрос о вступлении в ВТО между США и Россией урегулирован, переговоры по авторским правам еще впереди. Очень вероятно, что по окончании этих переговоров наше законодательство ждут серьезные изменения. Пока же главный камень преткновения остается прежним — могут ли общества коллективного управления правами выдавать лицензии на об

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (538) 27 ноября 2006
    Монетизация льгот
    Содержание:
    Травматология

    Аресты руководителей Федерального фонда обязательного медицинского страхования — не просто следствие злоупотреблений высокопоставленных чиновников, а свидетельство порочности всей нынешней системы добровольного лекарственного обеспечения

    Обзор почты
    Тема недели
    Реклама