Плохо объяснили

Ольга Гришина
4 декабря 2006, 00:00

Российские компании не видят различий между факторингом и кредитованием под уступку прав денежных требований. В результате в 2006 году объем российского рынка факторинга окажется на 4–5 млрд долларов меньше прогнозов

В конце ноября стало известно, что фонд прямых инвестиций Russia New Growth Fund, находящийся под управлением Troika Capital Partners, вошел в состав акционеров факторинговой компании «Еврокоммерц». В результате продажи контрольного пакета акций к концу 2006 года компания планирует довести собственный капитал до тридцати с лишним миллионов долларов, а к концу 2007 года — до ста миллионов. В лице нового акционера компания приобрела партнера, способного обеспечить ее необходимыми для развития финансовыми ресурсами.

Интерес фонда к «Еврокоммерцу» объясняется тем, что основным направлением инвестирования Troika Capital Partners являются отрасли, растущие вслед за расширением потребления в стране. К таким отраслям относится и факторинг, обслуживающий преимущественно поставщиков розничных сетей.

Как показывают обзоры рынка факторинговых услуг, проводимые «Эксперт РА», этот сектор в России развивается стремительными темпами. По данным полугодового исследования, объем рынка (по показателю «уступленная дебиторская задолженность») за первую половину 2006 года составил 3,5 млрд долларов*. Таким образом, рынок за полгода вырос на 30%. Если темпы роста до конца года сохранятся, то объем рынка за 2006 год составит порядка 7–8 млрд долларов, в то время как по итогам прошлогодних наблюдений давались прогнозы в 10–11 млрд долларов.

Где потерялись миллиарды

Практически с самого своего возникновения, после дефолта 1998 года, рынок ежегодно удваивался, поэтому можно было бы предположить, что он достиг определенного уровня насыщения. Однако если сравнить с мировыми объемами, станет понятно, что говорить об этом несколько преждевременно. Совокупный объем мирового рынка факторинга по итогам 2005 года, по данным Международной факторинговой ассоциации (IFC), составил 1 трлн евро, таким образом увеличившись только лишь за последний год на 18,7%. Доля рынка факторинга в ВВП различных стран Европы колеблется от 1% в Польше до 12% в Великобритании. В России это чуть меньше 1%. Однако если в начале своего развития никто просто не знал, что такое факторинг, то сейчас разные компании и банки под одним словом «факторинг» предлагают по сути два разных продукта, и это серьезная угроза для дальнейшего развития. Первое значение — финансирование под уступку прав денежных требований, то есть по сути форма беззалогового кредитования. Под вторым, классическим, значением понимается ситуация, позволяющая клиенту передать на аутсорсинг факторинговой компании управление дебиторской задолженностью, получить защиту от кредитных рисков и рисков ликвидности, при этом избавиться от проблемы нехватки оборотного капитала.

Если бы эти продукты, как на Западе, были четко разделены, то, по оценкам участников рынка, спрос на каждую услугу как минимум был бы в два раза выше. Клиенты могли бы лучше ориентироваться в различных продуктах и выбирать те, которые больше соответствуют целям их развития.

«Если компании нужна информация о потенциальных покупателях своей продукции, если ей необходимо, чтобы кто-то взял на себя риски по их неплатежеспособности, а также профинансировал в обмен на права требования к дебиторам на неопределенный срок, то такой компании нужен классический факторинг», — говорит Михаил Трейвиш, председатель правления Национальной факторинговой компании. Для кредитования же под дебиторскую задолженность существует совершенно определенная сфера применения, когда компания растет столь быстрыми темпами, что ей не хватает кредитов или кредиты недоступны, например, из-за того, что она исчерпала кредитный лимит в других банках.

Если бы факторинг и кредитование под уступку прав денежных требований были четко разделены, то спрос на каждую услугу был бы как минимум вдвое выше сегодняшнего

Если же компании нужна только защита от рисков, то она может обратиться к страховщикам, если требуется информация о покупателях своего товара, потенциальных дебиторах, — то в кредитное бюро, а если необходимо собрать долги с дебиторов — то в коллекторские агентства. Сильной стороной факторинга является комплексность предоставляемых услуг, что позволяет ему развиваться и в тех странах, где хорошо развиты вышеперечисленные институты. «При этом очевидно, что стоимость каждой отдельной услуги, будь то финансирование или страхование, будет дешевле стоимости факторинга. Но в то же время факторинг выйдет дешевле, пользуйся компания всеми этими услугами одновременно в разных организациях», — говорит Алексей Бородулин, генеральный директор факторинговой компании «Транскредитфакторинг».

Получается, что по сути факторинг позволяет компании передать на аутсорсинг решение целого ряда задач, заниматься которыми самостоятельно дорого либо невозможно из-за недостатка ресурсов. Это особенно актуально для предприятий среднего и малого бизнеса. «Крупные игроки имеют больше ресурсов для решения всех задач собственными силами. Эффект от аутсорсинга в крупной компании заметен гораздо меньше, чем в компании малой, где эффект практически моментально отражается на объемах продаж», — говорит Григорий Карповский, генеральный директор компании «Еврокоммерц».

Опыт развитых стран это подтверждает. В Великобритании, например, более 50% клиентов «факторов» (то есть факторинговых компаний) — это предприятия с оборотом до 1,5 млн евро в месяц. И во Франции преимущественно факторингом пользуются предприятия малого и среднего бизнеса с месячным оборотом от 250 тыс. до 1 млн евро.

Круг игроков

Факторинг в классическом смысле сейчас предлагает не более десятка банков и специализированных факторинговых компаний (см. таблицу 1). Эта группа участников рынка в основном сформировалась, хотя приход новых игроков весьма вероятен.

Финансированием под уступку денежных требований занимается гораздо больше банков — около сотни. Эта группа не заинтересована в активном продвижении услуги, что связано с определенными проблемами, возникающими при развитии факторинга в банке (см. «Законодательный тормоз», «Эксперт» № 15 за 2005 год). Факторинг в этих банках предлагается в основном для полноты продуктовой линейки. Как правило, состав этой группы очень быстро меняется в зависисмости от спроса на услугу, поскольку издержки входа в этот сегмент невелики. Но иногда банки начинают с финансирования под уступку денежного требования, а потом решают развивать классический факторинг, и зачастую это приводит руководство к решению о необходимости выведения факторингового бизнеса из банка и образованию дочерних факторинговых компаний. Так, например, произошло в «Транскредитфакторинге», Региональной факторинговой компании, Пробизнесбанке и некоторых других компаниях. Похожую картину мы, вероятно, будет наблюдать в ближайшее время в целом ряде банков.

Как понять, какую услугу предлагает конкретная факторинговая компания — краткосрочное кредитование под дебиторскую задолженность или классический факторинг? Можно смотреть на число договоров в портфеле: если за достаточно длительный срок банк не набрал больше одного-двух десятков клиентов, то речь, скорее всего, идет о первом продукте (см. таблицу 2). «Можно смотреть на объемы сделок: если сумма профинансированной поставки превышает, например, миллиард рублей, то речь опять идет, скорее всего, о первом продукте», — говорит Александр Морозов, начальник управления факторинга банка «Петрокоммерц».

Если ставки по факторингу не сильно превосходят кредитные ставки или даже ниже их, то, скорее всего, «фактор» предлагает просто финансирование под дебиторскую задолженность и ничего более. Классический факторинг стоит дороже, поскольку «фактор» принимает на себя несравненно больше рисков, чем при простом кредитовании, и оказывает клиенту большее количество услуг.

Компания «Еврокоммерц», например, специализируется на предоставлении классического факторинга, то есть предлагает полный комплекс услуг. И именно сервисная составляющая бизнеса компании, по мнению Гедрюса Пукаса, директора по инвестициям и CIO компании Troika Capital Partners, стала главным аргументом в пользу инвестирования в компанию.