Что случилось в Кондопоге?

Максим Григорьев
18 декабря 2006, 00:00

Исследование, проведенное в Кондопоге через месяц после трагических событий, позволяет говорить о том, что причиной социального взрыва послужило недовольство поведением групп «новоприбывших» кавказцев с одной стороны и бездеятельностью местной власти — с другой. А также о том, что в ходе массовых волнений эти мотивы могут меняться местами

Кондопога — весьма необычное название этого карельского города теперь знает вся страна. После сентябрьских событий город стал символом. Для одних — русского сопротивления (отсюда и лозунг «Кондопога — город-герой»), для других — русской нетерпимости и погромных настроений в обществе, для третьих — нестабильности межнациональных отношений в России. Разобраться в том, что на самом деле послужило причиной взрыва, что думают местные жители о происшедшем, как они видят мир и межнациональные отношения, «по горячим следам» совсем не получилось.

Данная статья — попытка разобраться в этих вопросах не на основе журналистских впечатлений, а на основе исследования, проведенного консалтинговой группой «Управление PR» при поддержке Русского института через месяц после трагических событий. В рамках исследования были проведены 106 глубинных и экспертных интервью, социологический опрос 1026 человек, в том числе 42 выходцев с Кавказа. Полностью исследование выйдет в ближайшее время отдельной книгой в издательстве «Европа».

Что такое Кондопога?

Сначала немного общей информации. Город Кондопога находится в Республике Карелия в 54 километрах от Петрозаводска и расположен на берегу Кондопожской губы Онежского озера. Население — около 35 тысяч человек. Это один из крупнейших промышленных центров Карелии — Кондопожский целлюлозо-бумажный комбинат (ОАО «Кондопога») производит около трети всей российской газетной бумаги. Он же является единственной организацией, полностью отвечающей званию «бизнес-структура». Существует несколько магазинов, несколько кафе-столовых, точек игровых автоматов и так далее — все они существенно не влияют на жизненный уклад жителей Кондопоги. Кроме того, существует рынок, который полностью находится под объединенным контролем чеченцев и азербайджанцев. По мнению большинства жителей города, власть в Кондопоге фактически сконцентрирована в руках руководства градообразующего предприятия (ОАО «Кондопога»). В целом жители города, так же как и опрошенные эксперты, положительно относятся к роли ЦБК и его руководства в городе.

Ситуация до массовых беспорядков

Население Кондопоги разделяет проживающих в городе выходцев с Кавказа не только по национальному признаку, но и по тому, насколько они адаптировались к местным условиям и ассимилировались. Исследование показало жесткое деление приезжих на тех, кто прибыл в город в 90-х, и тех, кто приехал после 2000 года.

«Старые» выходцы с Кавказа, по мнению горожан, нормально подстраиваются под местный образ жизни, не нарушают законов, порой обзаводятся русскими семьями, друзьями и в конечном итоге «русеют», в то время как недавно приехавшие часто ведут себя вызывающе. В первую очередь в поведении недавно прибывших коренное население не устраивает пренебрежение к местным законам, традициям и попытки навязать свои обычаи: «Наглые они. Те, конечно, которые сюда в последнее время поприезжали… Те, что давно тут живут, они почти уже как русские, обрусели как-то. Я их и не воспринимаю как “черных”». Такого мнения придерживаются даже некоторые выходцы с Кавказа: «Те, которые давно приехали, уже поняли все правила игры, адаптировались и считают себя русскими, а те, кто недавно с гор спустился, лезут в чужой монастырь со своим уставом, часто вызывают недовольство местных жителей и милиции».

В ходе социологического опроса респондентам был предложен вопрос: «Кто, на ваш взгляд, виноват в этих событиях?». Горожане отдельно выделяют категорию «чеченцы» — 19%; категорию, в которую входят «кавказцы», «хачики», «черные» — 18,1%. Можно уверенно выдвигать гипотезу о том, что те, кто выделяет «чеченцев», имеют в виду именно группу недавно приехавших. Впрочем, достаточно большая группа опрошенных негативно относится ко всем «кавказцам», не выделяя отдельно их национальности, «нового» или «старого» статуса.

Из 984 опрошенных 130 человек сказали, что лично пострадали от выходцев с Кавказа и из Закавказья. Это очень много для населения небольшого города

В первую очередь в их поведении население не устраивает игнорирование принятых среди жителей города норм и правил общественного поведения, унижение их достоинства, угроза здоровью и личному имуществу: «Провоцировали чеченцы к себе негативное отношение — и девушек, женщин на рынке задирали, апофеозом стало, когда молодежь их стала на рынке танцы устраивать национальные». «В итоге мне пришлось цены поднять, а то они угрожать стали, что машину сожгут, а я на эту машину копил несколько лет». «Меня два раза в клубе зажимали, лапали, еле вырвалась, а то говорят, что они многих насилуют». «Может, почувствовали безнаказанность свою, а может, это “новая кровь” их подоспела просто». А вот вытеснение местного малого бизнеса и рэкет со стороны группы «новых чеченцев» влияли на негативное к ним отношение в меньшей мере.

Одной из основных задач исследования был ответ на вопрос: насколько объективна «усталость» населения города от поведения «новых» выходцев с Кавказа и из Закавказья? Действительно ли они терроризировали город и его жителей?

Больше половины опрошенных — 52,7% — заявили о том, что они слышали о случаях грубого или криминального поведения выходцев с Кавказа и из Закавказья. Однако недавно происшедшие события могли повлиять на ответы респондентов, и одного лишь этого вопроса было явно недостаточно, чтобы сделать объективные выводы.

В связи с этим был предложен вопрос: «Пострадали ли вы лично за последний год до трагических событий от представителей народов Кавказа и Закавказья, если да — как именно?». Причем на вторую часть вопроса просили отвечать как можно подробнее. На этот вопрос утвердительный ответ был получен в 13,1% случаев, то есть из 984 опрошенных 130 человек лично пострадали от выходцев с Кавказа и из Закавказья. Это очень много для населения небольшого города. Фактически это означает, что почти у каждого горожанина был кто-либо, кто пострадал от данной категории лиц.

Ход событий

 pic_text2 Фото: Александр Беленький
Фото: Александр Беленький

В ночь с 29 на 30 августа 2006 года в г. Кондопога около ресторана «Чайка» произошли массовая драка и групповые убийства. Организаторы избиения и убийства, выходцы из Северо-Кавказского региона, по национальности в своем большинстве чеченцы, скрылись. В результате двое жителей Кондопоги от полученных ранений скончались, трое пострадавших были доставлены в больницу с проникающими колото-резаными ранениями внутренних органов, трое — с ушибами и резаными ранами. По многочисленным свидетельствам, во время избиений и убийств к ресторану подъехал дежурный наряд, однако сотрудники милиции не приняли мер, для того чтобы остановить резню.

Начиная с 30 августа в интернете стали появляться листовки с информацией о событиях и предстоящем митинге. В ночь с 31 августа на 1 сентября 2006 года были совершены три попытки поджога имущества, принадлежащего выходцам с Кавказа. 1 сентября в послеобеденное время было осуществлено массовое распространение листовок. 2 сентября в городе прошел митинг — народный сход, на котором жители требовали выдворить за пределы района проживающих в Кондопоге выходцев с Кавказа, отказать им в аренде торговых помещений, закрыть принадлежащие им увеселительные заведения. Фактически имели место два митинга — около рынка и около администрации города, один из которых плавно перешел в другой. После второго начались массовые беспорядки. Число основных их участников составило около 100–150 человек.

В ходе массовых беспорядков вечером и ночью 2 сентября: были подожжены и разграблены здания ресторана «Чайка», магазина «Фаворит», строящееся здание магазина, павильоны на рынке, здание мебельного цеха, зал игровых автоматов, магазин «Гермес», гараж и автомобили, а также другие объекты, принадлежащие выходцам с Кавказа.

Организаторы кондопожских событий

Установить всех организаторов не представляется возможным. Однако, по многочисленным свидетельствам, кроме горожан в событиях явно приняли участие три организующие силы: Движение против нелегальной иммиграции (Москва), малый «русский» бизнес и «русские» преступные группировки города Кондопоги.

Полученные данные позволяют выявить ряд признаков организованного характера событий, а также свидетельствуют о наличии большого количества действовавших согласованно иногородних.

Во-первых, очевидно наличие организованного распространения информации о митинге и событиях. Оно обеспечивалось с помощью нехарактерного для города согласованного размещения информации в сети интернет и массового распространения листовок: «У нас даже под выборы почти не было макулатуры, как в крупных городах, а тут вдруг стали листовки разносить». Кроме того, была использована совершенно не характерная для Кондопоги рассылка информации на мобильный телефон с помощью SMS, из которой узнали о митинге 8,6% участников.

Во-вторых, проходивший митинг отличался высокой степенью управляемости, наличием заранее подготовленной звукоусиливающей аппаратуры, централизованно управляемой группы среди участников митинга, спецификой выдвинутых требований, организованной «охраной» из местного криминального сообщества. «Там, на сходе, много было не местных. И мегафоны у них с собой были». Также доводом в пользу организованности митинга служит наличие подготовленных провокаторов как местных, так и приезжих — например, человека, после выступления которого стал распространяться слух об «отрезанных у всех убитых ушах»: «Все видели, что выступали практически все не местные. Мужик, который про уши отрезанные говорил, вообще непонятно откуда взялся, не из местных».

Кроме горожан в событиях явно приняли участие три организующие силы: Движение против нелегальной иммиграции (Москва), малый «русский» бизнес и «русские» преступные группировки города Кондопоги

Несмотря на то что малый «русский» бизнес города действительно находился в достаточно тяжелой ситуации, был фактически «выдавлен» с городского рынка представителями коренных национальностей Кавказа, для жителей города эта проблема не была наиболее острой. Однако лозунги защиты интересов бизнеса и изгнания кавказцев с рынка фактически стали одними из основных. Каждый второй пункт списка требований, принятых на митинге, содержит призыв «передать местным предпринимателям» коммерческие объекты: рынок, «Чайку» и так далее («Ну, наверное, и местных кого-то привлекли к организации, чужакам сложно было быстро сориентироваться, народ собрать. Тут у нас ведь были сильно недовольные чеченцами, тем, что они бизнес малый захватили»).

В-третьих, погром объектов, принадлежащих выходцам с Кавказа, носил достаточно организованный характер, в том числе было налажено снабжение бензином для поджогов: «Они (организаторы. — Авт.) отслеживали, чтобы толпа не пошла, куда им не надо. А конкретные точки уже местные либо указывали, либо ребята сами знали».

В-четвертых, в ходе событий достаточно четко выделялись люди, относящиеся к числу организаторов, как жители города, так приезжие.

В ходе социологического опроса 35 из 244 опрошенных участников митинга лично видели тех, кто явно организовывал митинг или подстрекал к погромам. 14 человек положительно ответили на вопрос о личном наблюдении фактов раздачи спиртных напитков. Отдельно были проанализированы ответы 40 человек, которые лично видели тех, кто явно организовывал митинг или подстрекал к погромам, и/или тех, кто раздавал водку либо другие спиртные напитки, — обе категории частично пересекаются. Им задавался вопрос: «Если вы лично видели тех, кто организовывал/раздавал спиртные напитки, то были ли они: а) жители города; б) приезжие; в) и те и другие?» Были получены следующие ответы: 37,5% (15 человек) — «приезжие»; 35% (14 человек) — «и те и другие»; 27,5% (11 человек) — «жители города».

Большая часть населения Кондопоги также уверена в организованном характере событий — по данным социологического опроса, более 40% респондентов указывают, что митинг и погромы были скорее организованными.

Оценка местной власти и правоохранительных органов

Действия или, скорее, бездействие властей и правоохранительных органов города фактически явились одной из основных (наряду с поведением «чеченцев») причин готовности к массовым беспорядкам. Наибольшему порицанию подверглись действия местных правоохранительных органов во время драки в «Чайке», а именно то, что приехавший наряд милиции не смог и даже не пытался остановить избиения и убийства.

На вопрос: «В течение года до трагических событий сталкивались ли вы лично с проявлениями грубости, несправедливости, хулиганства, физического насилия по отношению к вам со стороны представителей ниже перечисленных групп? Если да, то в какой степени?»34,7% опрошенных ответили: «Сталкивался, со стороны представителей коренных народов Кавказа и Закавказья»; «сталкивался, со стороны милиции» ответили 18,4%; «со стороны чиновников» — 14,9%; «со стороны хулиганов» — 15,6%. Это означает, что негативное отношение к местной власти (включая правоохранительные органы) сложилось у 33,3% опрошенных, то есть практически распространено в той же степени, что и негативное отношение к представителям коренных народов Кавказа и Закавказья (34,7%). Из этих ответов следует, что претензии к местной власти являются вторым мотивом неудовлетворенности людей после отношения к «кавказцам». И это очень важно, так как в ходе массовых волнений эти мотивы могут легко меняться местами.

Для уточнения оценки отношения к власти различного уровня был использован вопрос: «Оцените, пожалуйста, как на вашу жизнь повлияли следующие лица и структуры за последний год». Негативно оценили деятельность милиции города 29,8%, городской власти — 21,9%, главы республики — 9,2%, правительства России — 2,8% и президента РФ Владимира Путина — 1,4%. Показательно: негативную оценку криминальным структурам Кондопоги дали лишь 10,7% опрошенных.

На вопрос: «Что нужно сделать, чтобы предотвратить такие события в дальнейшем?» 28,8% жителей ответили: «Изгнать кавказцев, не пускать иммигрантов в город, ужесточить отношение к кавказцам и иммиграционную политику», а 19,8% опрошенных — «Сменить власть или повысить эффективность работы власти и правоохранительных органов, сделать власть более ориентированной на людей». Эти данные также показывают, что в ходе массовых волнений негативное отношение к местной власти и к представителям народа Кавказа и Закавказья может накладываться друг на друга и даже меняться местами.

Роль Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината

 pic_text1 Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Несмотря на то что оценка руководства комбината — одна из самых положительных и находится на уровне позитивного восприятия президента Путина, ряд опрошенных отмечают пассивную роль ЦБК в упомянутых событиях.

Многие сходятся в том, что одной из причин вакуума власти на городском уровне является позиция руководства ЦБК. С одной стороны, оно стимулировало иждивенческое поведение местной власти, а с другой — пыталось полностью контролировать ситуацию в городе и районе и блокировало инициативы других «игроков». При этом оно не интересовалось целым рядом вопросов, важных для жизни города, но не влияющих на производственный процесс в ЦБК. Например, настроениями горожан, страдающих от поведения группы «чеченцев», или нуждами вытесняемого малого бизнеса.

По мнению 28,4% жителей города, ЦБК обладал потенциальными возможностями для предотвращения такого развития ситуации. По ряду свидетельств, руководство комбината пыталось предотвратить массовые беспорядки, но не смогло. Это связывают с тем, что руководители ЦБК не владели соответствующими социальными технологиями и не были готовы к такого рода событиям.

Предварительные выводы

Итак, проведенные консалтинговой группой «Управление PR» при поддержке Русского института исследования позволяют с достаточной степенью достоверности утверждать, что события в Кондопоге имеют целый ряд особенностей, которые, к сожалению, становятся и предпосылками, и составляющей частью такого рода ситуаций:

  1. Объективное наличие ситуации, в которой население, представленное как русской, так и другими национальностями, находится в состоянии, в котором принятые среди них нормы и правила общественного поведения игнорируются, а достоинство унижается со стороны групп, состоящих из выходцев с Кавказа, с преобладанием или активной ролью чеченцев.
  2. Бездействие, деморализованность и коррумпированность районной и городской власти, местных органов милиции. Склонность к замалчиванию действительного содержания событий и попытки перевести их в бытовое или криминальное русло.
  3. Сочетание излишнего стремления крупного бизнеса к контролю над ситуацией на территории с неготовностью и неспособностью обеспечить на этой территории поддержание стабильности и порядка.
  4. Согласованные действия «внешних» и «внутренних» сил, преследующих свои собственные интересы и непосредственно обеспечивающих организацию массовых беспорядков. В их числе бизнес-структуры, криминальные сообщества, формальные и неформальные общественно-политические объединения.

Данные исследования позволяют также говорить о том, что одним из мотивов массовых беспорядков в Кондопоге стала неудовлетворенность работой местной власти и правоохранительных органов, в том числе их недостаточной способностью обеспечить безопасность жителей города. Велика была вероятность того, что местная власть оказалась бы основным объектом массовых беспорядков.