Вспомнить все

Культура
Москва, 22.01.2007
«Эксперт» №3 (544)

В российский прокат вышла «Черная книга» — новая (и европейская) работа голливудского голландца Пола Верховена про евреев, нацистов, Сопротивление… и то, что делить мир на абсолютно черное и незапятнанно-белое не получается — особенно если это мир людей.

Осенью 1944 года в хату порядочной нидерландской семьи, укрывающей у себя еврейку Рахиль, падает дурная/случайная авиабомба. На руинах пожарные находят личные вещи и документы нелегалки. За дело берется полиция. Но благодаря загадочным доброжелателям буржуйской комплекции, Рахиль, весь пожар просидевшая в кустах за домом, узнает о грозящем аресте. Она бежит на конспиративной барже из страны, попадает в засаду, теряет мать, отца, брата, кавалера, мешочек с бриллиантами и, наконец, прибивается к бойцам Сопротивления. В борьбе с немецко-фашистскими захватчиками девушке достается работа не чище других — выкрасив голову и лобок в пшеничный цвет, она идет на службу в немецкую военную канцелярию, спит со своим начальником, грустным мачо Людвигом, а в свободную минутку, исполненная героизма, шарит по столам и устанавливает прослушку.

Впрочем, скоро события фильма стремительно уходят от молодогвардейской фадеевщины. Сопротивление оказывается инфильтровано двойными агентами: кто-то стучит на партизан оккупантам, кто-то сводит затаившихся евреев с контрабандистами, а потом сдает убегающих нацистам за золото и доллары. Эсэсовец Людвиг оказывается, в общем-то, неплохим парнем, честным, отважным, чувствительным — ни дать ни взять Кристиан Дистл из «Молодых львов». Рахиль влюбляется в него без памяти, рассказывает все, попадает под арест, бежит, снова попадает в плен, на этот раз еще более зверский — уже в 45-м, к победителям, и ищет, ищет того гада, который поломал ее жизнь и идеалы.

Спустя двадцать лет Пол Верховен, сделавший в Голливуде «Робота-полицейского», «Основной инстинкт», «Вспомнить все» и еще парочку блокбастеров, вернулся в Европу, чтобы снять, как он говорит сам, «более личное кино». И с фашистами, и с антифашистами у Верховена старые счеты: в детстве Пол пережил оккупацию, видел и трупы, и аресты, и руины, а в отрочестве ухаживал за девочкой, родители которой во время войны были коллаборационистами. При виде них прохожие переходили на другую сторону улицы даже в 1950-х, и парню это казалось чрезмерной жестокостью. В конце 1960-х Верховен узнал о настоящей жестокости победителей: работая штатным кинодокументалистом голландских ВВС, он рылся в архивах Института военной документации и нашел — не особо-то и спрятанные — свидетельства о лагерях для коллаборационистов. Там было все, кроме разве что газовых камер: и прогулки по бутылочным осколкам вместо зарядки, и выливаемые на заключенных цистерны дерьма — вместо водных процедур. Верховен запомнил все очень хорошо.

Он мог бы пересказать прочитанное в архивах еще в 1977-м, когда снимал «Солдат королевы». Но не стал: тогда, в 1977-м, это было бы очень некстати — само появление на улицах Лейдена массовки со свастиками на униформе вызывало протесты недо

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (544) 22 января 2007
    Конфликт с Белоруссией
    Содержание:
    Почти безголовый союзник

    Торговые отношения России с Белоруссией были крайне выгодны для режима Лукашенко. Новые договоренности с белорусской стороной носят компромиссный характер — субсидирование по-прежнему остается, хотя и в меньших размерах, и к 2011 году будет плавно сведено почти на нет

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама