«Газпром» и угледобывающая компания СУЭК заявили о намерении создать СП, в которое войдут энергогенерирующие и угольные активы компаний. В новом предприятии, которое планируется создать в текущем полугодии, «Газпром» будет контролировать 50% и 1 акцию, СУЭК — 50% минус 1 акция.
Как предполагают аналитики, «Газпром» отдаст в создаваемое СП принадлежащие ему 11% РАО «ЕЭС России», а СУЭК, которая контролирует 36% российской добычи энергетических углей, — свои шахты и разрезы, а также доли в региональных энергокомпаниях. Совместное предприятие превратится в крупнейшего вертикально интегрированного игрока российской электроэнергетики с потенциальной капитализацией более 10 млрд долларов. Согласованными действиями две компании смогут получить контроль над значительным числом российских региональных энергосистем, после того как будет завершено реформирование РАО. «СП может получить контроль над мажоритарными активами в ТГК-13 и ТГК-12 (“Кузбассэнерго” и “Алтайэнерго”) и “Дальэнерго”, в котором СУЭК принадлежат 30–40 процентов», — предполагает аналитик МДМ-банка Тигран Оганесян. Таким образом, «Газпрому» удастся частично распространить свою монополию и на электроэнергетику, а также сделать еще один шаг на пути вертикальной интеграции и превращения из газовой в энергетическую компанию.
Но больше всего СП подойдет для лоббирования и реализации продвигаемой обеими компаниями идеи частичного перевода российской энергетики (а точнее тепловых электростанций) с природного газа на экологически более грязное топливо — уголь, в частности за счет опережающего роста внутрироссийских цен на голубое топливо. «Новая компания позволит сбалансировать использование угля и газа в электрогенерации», — заявил в связи с созданием СП вице-премьер и глава совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев. Это сулит участникам СП многократную выгоду. С одной стороны, «Газпром» высвободит дополнительные объемы газа для продажи его европейцам по мировым ценам, тогда как сейчас они реализуются в России по ценам, регулируемым государством. С другой стороны, угольщики, уже работающие с отечественными энергетиками на рыночных условиях, смогут нарастить объемы продаж и получить больше прибыли. Наконец, обе компании получат выгоду от роста внутренней стоимости энергоносителей и соответствующего увеличения тарифов на тепло- и электроэнергию.