Цель реформы определяет ее границы

Политика
Москва, 26.02.2007
«Эксперт» №8 (549)
В Казахстане начинается политическая реформа, которой давно ждали. Перемены носят безусловно демократический характер, однако радикальных шагов не предполагают

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 19 февраля выступил на итоговом заседании Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ и дал свою оценку тем предложениям, которые представили члены комиссии. Эти не отличавшиеся радикализмом предложения можно разделить на три группы: не угрожающие сильной власти, угрожающие ей и те, степень угрозы которых оценить трудно.

Президент выбрал не угрожающие, определив в качестве цели давно ожидаемых в Казахстане политических реформ «создание наиболее эффективной системы управления обществом и государством» при сохранении сильной власти.

Из набора предложенных шагов безусловное одобрение получили те, которые касались совершенствования систем правосудия и правоохранительных органов: ротация председателей районных судов, ограничение свободы граждан только решением суда, создание системы ювенальной юстиции, разработка и принятие административно-процессуального кодекса, введение института мировых судов. Все это соответствует опыту большинства развитых демократических государств, сказал президент, и должно быть создано в Казахстане.

А вот к предложению комиссии существенно расширить полномочия парламента Нурсултан Назарбаев рекомендовал подойти осторожно, с учетом казахстанской специфики. Что имелось в виду под спецификой, глава государства не уточнил, но, по его мнению, мажилис (нижняя палата) должен быть «компактным и профессиональным». Из этого следует, что число депутатов, за которое высказывалась госкомиссия, увеличено не будет. А для повышения профессионализма президент предложил усилить парламентскую инфраструктуру — экспертные, исследовательские и информационные службы.

И все же роль парламента, пусть пока формально, возрастет. Законодательный орган получит право принимать бюджет страны и контролировать его исполнение. При назначении министров потребуется согласие соответствующих комитетов парламента. Депутатам позволят также принимать участие в формировании состава конституционного совета, центризбиркома и счетного комитета, но контролировать эти органы парламент не сможет.

Кроме того, президент предложил (в разработках госкомиссии этого пункта не было), чтобы кандидатура премьер-министра получала поддержку партии парламентского большинства.

Сам термин «партия парламентского большинства» в обозримом будущем станет эвфемизмом, обозначающим президентскую партию «Нур Отан». Символично ее название: «Нур» означает «луч света» и одновременно — начало имени Нурсултан.

Процесс создания партии начался летом прошлого года, а завершился в декабре. В результате президентская партия «Отан» поглотила своих политических союзников — партии «Асар», Гражданскую и Аграрную. Они представляли интересы различных политических и финансово-промышленных групп Казахстана, но провозглашали своей целью поддержку президента и его курса. Председателем новой партии, в которой теперь насчитывается около миллиона членов (при общей численности населения страны 15,3 млн человек), избрали Нурсултана На

Новости партнеров

«Эксперт»
№8 (549) 26 февраля 2007
Банк развития
Содержание:
Шанс не зарыть деньги

Идея создания в России полноценного банка развития, с которой год назад выступил Владимир Путин, близка к воплощению. В отличие от экспериментов 1990-х — начала 2000-х годов нынешняя попытка создать работающий институт развития имеет шансы на успех

Обзор почты
Реклама