Призрак поддельной оперы

Культура
Москва, 26.02.2007
«Эксперт» №8 (549)

В 2005 году на свет неожиданно появилась новая суперзвезда академической музыки — 76-летняя английская пианистка Джойс Хатто. Основанный ее мужем маленький лейбл Concert Artist выпустил более ста дисков с ее записями, диски добрались до критиков, критики — из самых солидных изданий — единодушно поразились и назначили Хатто лучшим пианистом, когда-либо рождавшимся в Англии.

Удивительного в этих записях было и впрямь много. Во-первых, дарование Джойс Хатто оказалось на редкость разносторонним: ее невиданно обширный репертуар охватывал практически всю историю музыки за последние триста лет — от барокко до современного авангарда; она с равным успехом играла и Доменико Скарлатти, и Листа, и Оливье Мессиана. Во-вторых, все эти сто с лишним дисков она записала за последние пятнадцать лет, в весьма зрелом, мягко говоря, возрасте, да еще и борясь со смертельной болезнью, — и эта нечеловеческая работоспособность вообще с трудом поддавалась осмыслению.

По словам самой пианистки и ее мужа, выступать она начала в 50-е и тогда же сделала несколько записей; поскольку в те далекие времена талант Джойс Хатто еще не расцвел, их совершенно справедливо никто не заметил. В 70-е опять-таки никто не заметил, как она удалилась со сцены. У Хатто начался рак, много лет она посвятила лечению, затем, в конце 80-х, муж оборудовал специально для нее маленькую студию.

И вот тут-то и выяснилось, что невзгоды не только закалили характер пианистки, но и развили ее талант до невиданных высот. Она записывала диск за диском, порой, судя по датам, по нескольку за день, иногда ей аккомпанировал оркестр, которым руководил тоже никому не известный дирижер — некий Рене Колер.

Хатто умерла в июне прошлого года; ее поклонники, которые очень быстро образовали целую армию, чрезвычайно огорчались, что не ознакомились с ее творчеством в начале 90-х, когда она, судя по всему, была в расцвете сил. Хатто прозвали «единственной в истории великой пианисткой, которую никто никогда не слышал живьем».

Короче говоря, легенда целиком и полностью сформировалась. Разрушилась она неожиданно и сокрушительно. Несколько недель назад один из почитателей творчества Хатто засунул диск с ее исполнением Листа в компьютер; плеер, автоматически связавшись с сетевой базой данных, сверив с ней список треков, их названия и длительность, вдруг сообщил, что этот диск записан вовсе не Хатто, а неким не слишком известным пианистом Саймоном Ласло. Почитатель забеспокоился, нашел соответствующую пластинку Ласло — и обнаружил, что записи действительно идентичны. Звукоинженер, которого позвали для консультации, подтвердил, что совпадение исключено, разве что для маскировки звуковые дорожки на диске Хатто были чуть-чуть отредактированы программным образом. В результате дальнейших исследований обнаружилось, что на дисках Хатто можно найти не только Саймона Ласло, но и массу других пианистов; как правило, они не очень известны, хотя попадается там, например, и Владимир Ашкенази. Что до таинственного Рене Колера, то его, похоже, з

Новости партнеров

«Эксперт»
№8 (549) 26 февраля 2007
Банк развития
Содержание:
Шанс не зарыть деньги

Идея создания в России полноценного банка развития, с которой год назад выступил Владимир Путин, близка к воплощению. В отличие от экспериментов 1990-х — начала 2000-х годов нынешняя попытка создать работающий институт развития имеет шансы на успех

Обзор почты
Реклама