Приемы от удушья

Москва, 26.02.2007
«Эксперт» №8 (549)
Вывести Москву из инфраструктурного кризиса столичные власти смогут лишь в том случае, если создадут эффективную систему стратегического городского планирования. Чиновники делают первые шаги в этом направлении

Перегруженность столичных дорог, дефицит электроэнергии, отсутствие парковок. Всем знакомы эти симптомы инфраструктурного кризиса, в который погружается Москва. Выйти из него можно, последовательно и неуклонно трансформируя складывавшийся годами и исчерпавший себя градостроительный процесс. Во всяком случае, в этом уверен начальник управления градостроительных программ департамента градостроительной политики и развития Москвы Алексей Шепель.

— Сейчас уже стало очевидным, что интенсивное развитие Москвы угрожает качеству жизни. Как получилось, что рост города привел к чудовищным инфраструктурным диспропорциям?

— Дело в том, что инфраструктурный скелет города сформировался в советское время. Был создан определенный задел, поэтому отдельные проблемы какое-то время не бросались в глаза. Инфраструктура для города — как воздух для человека. Живешь, дышишь им и об этом не задумываешься, а вот когда нырнешь глубоко — начинаешь считать, хватит кислорода или нет. Москва сейчас в состоянии глубоко нырнувшего человека: воздух заканчивается, город задыхается. Не хватает дорог, электричества, детских садов, парковок, гаражей. Инфраструктурный потенциал исчерпан. Однако и развитие города не остановить. Можно, конечно, взять и одним росчерком пера заморозить все строительные проекты. Но кто от этого выиграет?

Чтобы выйти из этого тупика, надо упорядочить развитие мегаполиса, совместить строительство жилья и коммерческой недвижимости с возведением инфраструктурных объектов. Причем сделать это еще на стадии проектирования. Именно такая задача была поставлена перед управлением, которое я возглавляю. В прошлом году мы плотно занимались вопросами энергетики, теплоснабжения. Сейчас на повестке дня проектирование и строительство гаражей, дорог, детских садов. Раньше ведь как было: сначала проектировали жилой дом, а объекты социального обеспечения возводили по остаточному принципу. Теперь все объекты социальной инфраструктуры, предусмотренные проектами застройки, должны возводиться и сдаваться одновременно с жильем, а то и раньше.

— А что, с энергетикой и теплоснабжением все проблемы уже решены?

— Конечно же, нет, проблемы остались. Но, по крайней мере, в прошлом году нам удалось совместить сроки строительства питающих центров и возведения жилья, тогда как до этого питающие центры не строились вовсе или планировались без привязки к конкретным адресам. По аналогичному принципу теперь будут сооружаться детские сады, дороги и гаражи. При этом важно упорядочить застройку и согласовать «телодвижения» всех участников градостроительной деятельности.

Москва сейчас пребывает в состоянии глубоко нырнувшего человека: воздух заканчивается, город задыхается. Не хватает дорог, электричества, детских садов, парковок, гаражей

— И в чем здесь главная проблема?

— В том, что жилье и объекты социальной инфраструктуры, как правило, возводят разные подрядчики, проектируют разные организации, финансируют разные инвесторы. В этих условиях управлять процессом застройки практически невозможно. Н

Новости партнеров

«Эксперт»
№8 (549) 26 февраля 2007
Банк развития
Содержание:
Шанс не зарыть деньги

Идея создания в России полноценного банка развития, с которой год назад выступил Владимир Путин, близка к воплощению. В отличие от экспериментов 1990-х — начала 2000-х годов нынешняя попытка создать работающий институт развития имеет шансы на успех

Обзор почты
Реклама