Наконец-то отметились

Русский бизнес
Москва, 12.03.2007
«Эксперт» №10 (551)
«ЛУКойл» на территории своего комбината «Ставролен» в Буденновске построил полипропиленовый завод. Для «Ставролена» это первое обновление мощностей за последние пятнадцать лет, а для «ЛУКойл-Нефтехима» — первый крупный инвестпроект за десять лет существования холдинга

Полипропилен — наиболее универсальный современный пластик. Он выгодно отличается, например, от полиэтилена тем, что прозрачен, прочен, легко окрашиваем, способен выдерживать низкие температуры, пригоден для изготовления практически любых пластмассовых изделий и упаковочных пленок (в них традиционно заворачивают букеты цветов и сигаретные пачки). Спрос на полипропилен постоянно растет. Поэтому-то к рынку этого полимера проявляли интерес все более или менее крупные нефтехимические компании: «Газпром», «Сургутнефтегаз», «НоваТЭК», группа «Титан», «Нижнекамскнефтехим» и «ЛУКойл». Но только последним двум удалось довести заявленные ими инвестпроекты до завершения.

По следам Миннефтехимпрома

Производство полипропилена на лукойловском комбинате «Ставролен» начало создаваться еще в 1986 году, однако из-за отсутствия средств реализация этого советского проекта заглохла. В 1997 году власти Ставропольского края продали недостроенный завод правительству Москвы. Через год сам «Ставролен» был перепродан «ЛУКойлу». В 2004 году нефтяная компания и созданное ею для управления нефтехимическими активами ЗАО «ЛУКойл-Нефтехим» приобрели полипропиленовый недострой на территории «Ставролена» — площадку с частично смонтированным оборудованием — за 32 млн долларов и решили завершить начатый в советское время проект.

Интерес к этому направлению нефтехимического бизнеса легко объясним: на российском рынке возник дефицит полипропилена, поскольку мощностей российских предприятий (поставленные в 1980-е годы три установки по 100 тыс. тонн каждая) не хватало для удовлетворения внутреннего спроса (см. график), не говоря уже о возможности экспорта этой продукции. Когда же в России появились современные производства упаковочных материалов, в частности БОПП-пленки (см.: «Упакуй себя сам». — Эксперт, 2005, № 27), стало ясно, что им придется работать на импортном сырье, так как ни одно из российских предприятий не было в состоянии выпускать полипропилен необходимого качества. В результате только за один 2005 год импорт этого полимера вырос в два с половиной раза, а инвестиционная деятельность, направленная на импортозамещение в этом сегменте рынка, заметно активизировалась.

Тем не менее сейчас, кроме «Ставролена» и «Нижнекамскнефтехима» (производство там было запущено в октябре прошлого года), новых заводов полипропилена в России нет, и в ближайшее время они вряд ли появятся. Реализация проектов в Тобольске, Омске и Астрахани на начальном этапе, и, вероятно, выпуск там начнется не раньше чем через три-четыре года. Следовательно, острой конкуренции на рынке пока не будет. Это позволяет новым игрокам рассчитывать на сохранение относительно высокой рентабельности бизнеса: сейчас полипропилен в России заметно дороже, чем в Европе.

Впрочем, «ЛУКойл-Нефтехиму» все же придется поторопиться. Приобретение и достройка завода полипропилена обошлись нефтехимическому холдингу в примерно 200 млн долларов. Для сравнения: «Нижнекамскнефтехим» за 180 млн долларов смог ввести в эксплуатацию производст

Новости партнеров

«Эксперт»
№10 (551) 12 марта 2007
Фондовая лихорадка
Содержание:
Будут еще коррекции

Падение на фондовых рынках — это коррекция, вызванная игрой глобальных хедж-фондов. Фундаментальных экономических причин для затяжного падения нет. Но и расти российскому фондовому рынку пока больше некуда

Обзор почты
Реклама