До последнего времени президент РАН Юрий Осипов сдавал представителям исполнительной власти одну позицию за другой. И в новой академической редакции устава много пунктов, отвечающих чаяниям власти и вызывавших ожесточенное сопротивление академического сообщества. Ученые мужи согласились, что глава РАН теперь будет утверждаться президентом России, а устав академии — правительством.
Принципиальное различие двух уставов — академического и министерского, так называемого модельного, — в подходе к формам управления академией. В проекте устава, подготовленном РАН, органами управления являются общее собрание, а также президент и президиум академии. А в проекте, разработанном Минобрнауки, к этим органам добавляется наблюдательный совет из девяти человек: по три от РАН и от правительства, по одному — от Госдумы, Совета Федерации и президентской администрации. Этакий аналог сталинского Бюро Президиума ЦК, наделенного реальной властью.
Согласно министерскому варианту почти все нынешние функции общего собрания и президента РАН, связанные с управлением академией, должны быть переданы наблюдательному совету. Совет, в частности, предлагает в бюджет затраты на финансирование академии, затем следит за правильным распределением денег, создает и ликвидирует организации, подведомственные академии, утверждает реестры имущества. Академии предлагается разделить функции управления средствами РАН и деятельность по определению приоритетов научных исследований.
Решение общего собрания РАН означает, что теперь правительство может либо утвердить, либо не утвердить принятый устав. В последнем случае академия вновь начнет работу над уставом. Медлить с принятием нового устава руководству РАН весьма выгодно — ведь за это время вполне могут произойти кадровые изменения в правительстве, не говоря уж о грядущих парламентских и президентских выборах. И все это время у академиков по-прежнему будут все старые блага.