Застройщики нашли деньги

Русский бизнес
Москва, 02.04.2007
«Эксперт» №13 (554)
Региональные строители, лишенные возможности привлекать деньги дольщиков, заинтересовались новым финансовым инструментом — корпоративными облигациями

Растерянность, которую вызвал у региональных строителей Федеральный закон №214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», начинает проходить. Спустя два года строители нашли приемлемый по условиям и потенциалу источник финансирования — облигационные займы. Сначала на рынок заимствований вышли московские и петербургские компании, за ними последовали и региональные игроки.

В регионах к публичным заимствованиям первой обратилась пермская строительная компания «Камская долина». Она разместила уже три займа и готовит четвертый на конец этого года. Планируемый объем размещения — 2 млрд рублей — крупнейший на региональном уровне. Примеру пермяков последовали компании «Сувар-Казань» и «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства Республики Башкортостан», разместившие пока по одному облигационному займу.

В целом же на российском рынке обращается 22 выпуска рублевых облигаций компаний строительного сектора (см. таблицу 1). Год от года количество займов и объемы размещения растут: в 2005 году было семь займов на общую сумму 4,9 млрд рублей, в 2006-м — уже 12 займов на 19,1 млрд. Многие игроки, удачно разместившись в первый раз, выпускают второй и третий заем.

Пермские пионеры

Разведку боем на облигационном рынке «Камская долина» провела в феврале 2005 года, разместив заем всего на 100 млн рублей сроком на два года.

«Тогда мы открыли для себя, что у серьезных финансовых институтов есть интерес к долговым бумагам региональных строительных компаний. Держателями облигаций стали более тридцати российских инвесторов, — говорит заместитель генерального директора строительной компании “Камская долина” Алевтина Романова. — Вдохновившись, мы разместили в том же году второй заем, уже на 200 миллионов рублей по ставке 13,5 процента. И этот опыт вновь оказался успешным. Конечно, с точки зрения окупаемости первые два займа были неликвидными. Мы хотели понять, насколько реальна и эффективна такая форма привлечения средств на жилищное строительство».

Чтобы быть коммерчески выгодным, облигационное размещение должно превышать полмиллиарда рублей. Это нижний уровень, и образуется он, как объяснил директор Уральского филиала ИФГ «Аккорд-Инвест» Константин Селянин, так: 50–60% облигаций займа оседают в банках и иных финансовых институтах, остальные 40% должны постоянно торговаться на рынке и суммарно стоить 200–300 млн рублей. Меньший объем не дает адекватной оценки бумаг рынком. Кроме того, при объеме размещения менее 500 млн рублей все экономические выгоды могут съесться организационными расходами — оплата услуг организатора выпуска, аудиторов и т. д. Таким образом, ликвидным стал лишь третий трехлетний заем «Камской долины» на 500 млн рублей, размещенный в первом квартале 2006 года по той же 13,5-процентной ставке.

Сегодня компания смотрит на рынок с позиций монополиста в отдельных его сегментах. Однако это не мешает ей динамично ра

Новости партнеров

«Эксперт»
№13 (554) 2 апреля 2007
Армия
Содержание:
Финансисты в пыльных шлемах

Смена министра обороны России обозначила новый этап армейской реформы

Обзор почты
Реклама