Российский рынок факторинга в 2006 году увеличился в два раза и достиг 11 млрд долларов. По объемам он уже сейчас превышает аналогичные рынки стран Восточной Европы, а через несколько лет, при сохранении текущих темпов роста, будет вполне сопоставим с западноевропейскими (см. график 1). Подобных результатов пока не удалось достичь ни одному российскому сегменту финансовых услуг.
В чем причина столь стремительных темпов? Быстрый рост и высокий потенциал рынка во многом обусловлены благоприятной экономической конъюнктурой. Основа поступательного движения факторинга — опережающее развитие торговой отрасли: именно предприятия торговли чаще всего используют отсрочку платежа, накапливая большие объемы дебиторской задолженности, которую готовы выкупать факторинговые компании (см. график 2).
Вместе с тем количественный рост был бы невозможен без тех качественных изменений, которые произошли с факторинговой услугой и ее операторами за последние несколько лет. Сегодня с уверенностью можно сказать, что факторинговая услуга из побочного продукта банковской системы превратилась в самостоятельную высокотехнологичную индустрию. И, похоже, ее перспективы высоко оцениваются не только самими игроками, но и сторонними наблюдателями: рынок уже сейчас стал весьма привлекательным объектом для привлечения инвестиций и новых участников.
Инвестиционно привлекательный
В 2006 году контрольный пакет акций одного из крупнейших операторов факторинга, компании «Еврокоммерц», был приобретен ИК «Тройка Диалог» в лице Troika Capital Partners и фонда прямых инвестиций Russia New Growth Fund. Тот факт, что одна из наиболее успешных российских инвесткомпаний приняла решение вложиться в факторинговый бизнес, стал важным сигналом для рынка. Тем более что пакет был куплен именно фондом прямых инвестиций — такие фонды традиционно специализируются на вложениях в активы, стоимость которых в среднесрочной перспективе растет очень быстро.
Покупка «Еврокоммерца» пока единственная сделка на рынке, однако вероятность активизации процессов M&A в среднесрочной перспективе довольно существенна. Хотя количество потенциальных сделок сдерживается ограниченным числом игроков (сегодня — порядка 30 компаний), другие инвесторы также начинают интересоваться покупкой факторинговых бизнесов.
Вместе с тем значительная рыночная концентрация (на первые пять компаний приходится около 80% рынка) и высокие барьеры входа не позволяют говорить, что число факторинговых компаний в ближайшие несколько лет будет быстро расти. О барьерах входа мы уже писали в предыдущих публикациях («Цена удвоения» № 17 2006 г.): это и высокозатратные вложения в технологию организации и продажи факторингового продукта, и развитие филиальной сети. Однако, как считает Юрий Волков, генеральный директор МФК «ТРАСТ», для того чтобы создать нормальную факторинговую компанию (адаптированную, с работающей методикой оценки рисков и плюс хорошей сетью продаж), требуется несколько десятков миллионов долларов. Сейчас же до 90% рынка приходится на компании, начавшие заниматься этим бизнесом достаточно давно, не менее трех лет назад (см. таблицу 1), 70% прироста в 2006 году дали старожилы Промсвязьбанк, «Еврокоммерц» и «Петрокоммерц».
Равнение на Запад
Один из наиболее важных параметров становления рынка факторинга — приближение ассортимента и качества его услуг к мировым аналогам. В этом, безусловно, есть большая заслуга пионера российского факторинга, Национальной факторинговой компании (ранее известной как «Уралсиб-НИКойл»). Еще в тот период, когда рынка как такового не было, НФК активно продвигала факторинг не только как инструмент решения проблем с краткосрочной ликвидностью, но и как способ, позволяющий компаниям увеличивать обороты бизнеса.
Сейчас эту идею подхватили практически все участники рынка. В 2006 году продуктовые линейки большинства компаний пополнились безрегрессным факторингом, факторингом без финансирования (оказание услуг по управлению дебиторской задолженностью), факторингом, предполагающим финансирование только в случае неисполнения обязательств дебитора перед поставщиком (страхующим поставщика от кредитных рисков и рисков ликвидности), и другими интересными продуктами.
Расширение продуктовой линейки приводит к тому, что сегодня факторинг позволяет решать гораздо более сложные задачи, чем просто оперативное управление ликвидностью. И в России, и на Западе факторинг, основной «начинкой» которого являются финансовые ресурсы, постепенно уступает место услугам с расставленными по-другому акцентами. Используя факторинговый инструмент, можно оптимизировать бизнес, выведя на аутсорсинг часть внутренних функций компании. За счет трансформации дебиторской задолженности без увеличения кредиторской можно улучшить показатели финансовой отчетности. Однако в таких услугах сейчас больше заинтересованы крупные компании. Малому и среднему бизнесу чаще нужны просто финансовые ресурсы.
Сами участники рынка уверены, что в перспективе предприятия малого и среднего бизнеса поймут, что факторинг как инструмент позволяет решать гораздо больше задач, чем просто привлечение финансирования. «На первом этапе, возможно, не всегда предприниматель понимает, какие задачи позволяет решить факторинг, — говорит Григорий Карповский, генеральный директор факторинговой компании “Еврокоммерц”. — Приходится объяснять, что с его помощью можно увеличить объемы продаж, выйти на новые рынки, защитив себя от рисков невозврата со стороны новых покупателей, защититься от разрывов в финансировании и по максимуму использовать все оперативно возникающие бизнес-возможности, выбрать наиболее выгодных поставщиков и покупателей и многое другое. В конечном счете это позволяет нам удерживать клиентов и работать с теми, кто действительно готов растить свой бизнес».
С крупным бизнесом сегодня в основном работают большие банки, с малым и средним — банки поменьше и специализированные факторинговые компании. Более активная работа специализированных компаний с малым и средним бизнесом связана с готовностью принимать на себя повышенные риски. Эта готовность обусловлена более высоким, чем в среднем по рынку, уровнем развития систем риск-менеджмента. Вместе с тем стоит отметить, что практически все в последнее время осознали важность внедрения передовых практик управления рисками в факторинговом бизнесе. Тем более что, несмотря на бурное развитие рынка факторинга, страхование факторинговых операций пока не входит в число наиболее распространенных инструментов риск-менеджмента. Страховщики только начинают оценивать потенциал спроса на свои услуги. Между тем, по утверждению Михаила Карякина, начальника управления страхования кредитных и специальных рисков ОАО «КапиталЪ Страхование», «страхование операций факторинга перспективно ровно настолько, насколько перспективно развитие факторинга в России». Пока же компаниям приходится управлять рисками по большей части самостоятельно, без помощи страховщиков.
«Факторинг — это по существу то же самое, что и риск-менеджмент при товарном кредитовании, так как наша главная задача — защитить поставщика от многочисленных рисков (неплатежей дебиторов, дефицита ресурсов, инфляции и т. п.), которые могут помешать бурному развитию продаж в его компании. Следовательно, от качества риск-менеджмента в факторинговой компании зависит и качество факторинговых услуг для клиента, и их добавленная стоимость», — рассуждает Михаил Трейвиш, председатель правления НФК.
В дальнейшем на рынке возможна не только сегментация по размеру бизнеса клиента, но и по отраслевому признаку. По оценкам участников, на Западе факторинг гораздо больше сегментирован. Например, в Великобритании помимо ранжирования клиентов по размеру их бизнеса возможна специализация на обслуживании компаний одной отрасли или даже ее сегмента с параллельным оказанием консалтинговых услуг. «В нашей стране в таком виде, как на Западе, специализации компаний-факторов по отраслям практически не наблюдается. В основном все работают с клиентами из так называемых факторабельных отраслей, то есть отраслей, ориентированных в конечном счете на обслуживание потребительских рынков», — говорит Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка.
Нет закона и нет порядка
Единственное, что не позволяет говорить о факторинговой отрасли как о сформировавшемся рынке, — это отсутствие нормальной правовой инфраструктуры. Первым шагом к созданию законодательного фундамента был проект федерального закона, снимающий противоречие в ГК РФ относительно субъектов факторингового бизнеса. В 2006 году он был одобрен правительством Российской Федерации и прошел первое чтение в Государственной думе. Но миновал год, а законопроект до сих пор не принят. Причин, к которым апеллируют законодатели, довольно много. Однако реальных результатов пока нет, и это сильно тормозит развитие рынка.
Зарубежный опыт свидетельствует, что наибольшие темпы роста факторинг демонстрирует в тех странах, где либо существует специальное законодательное регулирование этого сегмента, либо регулятивная нагрузка на факторинговые компании минимальна. Так, при сопоставимых размерах экономик Германии и Великобритании объем факторинговых операций в Соединенном Королевстве превышает немецкий в три раза. Возможная причина в том, что в Британии, в отличие от Германии, факторинг регулируется в рамках гражданского законодательства, а большинство компаний-факторов действуют как специализированные компании. Стандарты факторинговой деятельности в большей степени определяются британской саморегулируемой организацией Factors and Discounters Association (FDA). Как показывает международный опыт, саморегулируемые организации весьма успешно могут справляться с функциями регулирующего органа.
Сегодня участники российского факторингового рынка пытаются перенять опыт иностранных коллег. По всей видимости, совсем скоро нас ожидает создание российской факторинговой ассоциации, в планах которой — содействие формированию развитого рынка факторинга через дальнейшую активную пропаганду факторинговой услуги в бизнес-кругах и органах государственной власти. Судя по тому, что размеры рынка уже вполне внушительные, а законодательные проблемы еще по-прежнему не решены, работы у российской ассоциации факторинга будет довольно много.