Стать рынком

Спецвыпуск
Москва, 07.05.2007
Факторинговая услуга из побочного продукта банковской системы превратилась в самостоятельную высокотехнологичную индустрию

Российский рынок факторинга в 2006 году увеличился в два раза и достиг 11 млрд долларов. По объемам он уже сейчас превышает аналогичные рынки стран Восточной Европы, а через несколько лет, при сохранении текущих темпов роста, будет вполне сопоставим с западноевропейскими (см. график 1). Подобных результатов пока не удалось достичь ни одному российскому сегменту финансовых услуг.

В чем причина столь стремительных темпов? Быстрый рост и высокий потенциал рынка во многом обусловлены благоприятной экономической конъюнктурой. Основа поступательного движения факторинга — опережающее развитие торговой отрасли: именно предприятия торговли чаще всего используют отсрочку платежа, накапливая большие объемы дебиторской задолженности, которую готовы выкупать факторинговые компании (см. график 2).

Вместе с тем количественный рост был бы невозможен без тех качественных изменений, которые произошли с факторинговой услугой и ее операторами за последние несколько лет. Сегодня с уверенностью можно сказать, что факторинговая услуга из побочного продукта банковской системы превратилась в самостоятельную высокотехнологичную индустрию. И, похоже, ее перспективы высоко оцениваются не только самими игроками, но и сторонними наблюдателями: рынок уже сейчас стал весьма привлекательным объектом для привлечения инвестиций и новых участников.

Инвестиционно привлекательный

В 2006 году контрольный пакет акций одного из крупнейших операторов факторинга, компании «Еврокоммерц», был приобретен ИК «Тройка Диалог» в лице Troika Capital Partners и фонда прямых инвестиций Russia New Growth Fund. Тот факт, что одна из наиболее успешных российских инвесткомпаний приняла решение вложиться в факторинговый бизнес, стал важным сигналом для рынка. Тем более что пакет был куплен именно фондом прямых инвестиций — такие фонды традиционно специализируются на вложениях в активы, стоимость которых в среднесрочной перспективе растет очень быстро.

Покупка «Еврокоммерца» пока единственная сделка на рынке, однако вероятность активизации процессов M&A в среднесрочной перспективе довольно существенна. Хотя количество потенциальных сделок сдерживается ограниченным числом игроков (сегодня — порядка 30 компаний), другие инвесторы также начинают интересоваться покупкой факторинговых бизнесов.

Вместе с тем значительная рыночная концентрация (на первые пять компаний приходится около 80% рынка) и высокие барьеры входа не позволяют говорить, что число факторинговых компаний в ближайшие несколько лет будет быстро расти. О барьерах входа мы уже писали в предыдущих публикациях («Цена удвоения» № 17 2006 г.): это и высокозатратные вложения в технологию организации и продажи факторингового продукта, и развитие филиальной сети. Однако, как считает Юрий Волков, генеральный директор МФК «ТРАСТ», для того чтобы создать нормальную факторинговую компанию (адаптированную, с работающей методикой оценки рисков и плюс хорошей сетью продаж), требуется несколько десятков миллионов долларов. Сейчас же до 90% рынка приходит

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (558) 7 мая 2007
    Эстония
    Содержание:
    Последний бой неизвестного солдата

    Беспорядки и их жестокое подавление привели Эстонию к серьезному политическому кризису. Глубокий раскол общества обнажил накопленные противоречия и пороки

    Обзор почты
    Спецвыпуск
    Реклама