И снова о насущном

Дарья Денисова
11 июня 2007, 00:00

Сорок лет назад авторитетный специалист в области менеджмента Фредерик Герцберг опубликовал в Harvard Business Review статью с красноречивым названием «Еще раз о том, как вы мотивируете сотрудников». С тех пор об этом было написано много-много раз. Мнения различаются до полярности. Одна сторона, опираясь на мысль Эдвардса Деминга, что «оплата труда не является фактором мотивации», утверждает, что вознаграждения не действуют, поощрения наказывают, а индивидуальные премии убивают креатив. Из траншеи противника снисходительно усмехается Джек Уэлч. Не так давно он в очередной раз признался в ненависти ко всяческим сертификатам, грамотам и прочим атрибутам нематериальной мотивации, вместо этого предпочитая мотивировать сотрудников GE деньгами, — и, судя по всему, ему это удавалось. Многие практикующие менеджеры разделяют его точку зрения целиком и полностью, о чем признаются в приватной беседе. Говорить о любви к деньгам публично нынче немодно.

Представленный сборник не даст руководителю окончательного ответа на вопрос, сколько и за что платить сотрудникам, — это попросту невозможно; но авторы статей предоставят ему пищу для размышлений. Элфи Кон разбирает механизм влияния поощрений на подчиненных и считает их подкупом, не способным «изменить ситуацию на рабочих местах». Оппонентом выступает СЕО компании, в которой система поощрений действует прекрасно. Брайан Холл подробно рассказывает о наилучшем, по его мнению, способе вознаграждения топ-менеджмента — фондовых опционах, анализируя причины неэффективности существующих опционных программ. Джон Кейс представляет непростую ситуацию: уволившаяся сотрудница разослала коллегам данные о зарплате всех сотрудников компании, что вызвало ярость у тех, кто получал меньше других, и неловкость у тех, чьи зарплаты существенно отличались в большую сторону. Четыре эксперта комментируют случившееся и рассуждают о том, нужно ли делать систему оплаты труда прозрачной или это лишь демотивирует коллектив.