Бельгиец Жан-Пьер Вандромм не буддист, как Стив Джобс из Apple, не яхтсмен, как Ларри Эллисон из Oracle, он не летал на воздушном шаре над Атлантикой, как Ричард Брэнсон из Virgin. Со всеми этими яркими представителями западного бизнеса его роднит лишь одно: он умеет столь же мастерски гипнотизировать публику, заражая ее своими идеями. Вандромм мыслит широко и масштабно, ловко прибегает к неожиданным метафорам, никогда не чурается прогнозов и с легкостью фантазирует на любимые темы. Правда, делать это Вандромм предпочитает в узком кругу — десятитысячные аудитории его пока смущают. Главная тема Вандромма — прошлое, настоящее и будущее мира телекоммуникаций, в котором он обитает уже более тридцати лет.
В Россию из Бельгии, после двадцати лет работы в компании Belgacom, бельгийском национальном операторе связи, Вандромм приехал в 1992 году. Он возглавил коммерческое направление в совместном предприятии Belgacom и МГТС — компании «Комбеллга». Спустя два года бельгиец ушел на одну из ключевых позиций в другую компанию связи — «Совинтел», а затем во владевший ею холдинг Global Telesystems (GTS), из которого потом произошел Golden Telecom. Уже в 1998 году Вандромм становится главным управляющим Global Telesystems, занимается интеграцией под крылом GTS нескольких операторов связи и готовит компанию к публичному размещению.
В начале 2000-х Вандромм неожиданно оставляет Россию и возвращается в Европу, где разворачивает впечатляющую активность. С одной стороны, он занимает пост председателя совета директоров и президента компании Ventelo, объединяющей нескольких крупных европейских альтернативных операторов. С другой — создает в Великобритании IP-оператора VoIP.co.uk, поставляющего услуги IP-телефонии для малых и средних предприятий. Но задержаться в Европе надолго не получается: президенту Альфа-банка Петру Авену («Альфа» вместе с норвежской Telenor — два ключевых акционера Golden Telecom) приходит в голову идея позвать Вандромма на пост главного управляющего Golden Telecom. «Голден» на тот момент кажется достаточно успешной компанией, но без особых перспектив на рынке.
На сегодня Golden Telecom, где в сентябре 2005 года Жан-Пьер Вандромм занял пост управляющего, особых переворотов в своей отрасли пока не совершила. Поэтому поразительно, как инвесторы с приходом нового лидера неожиданно поверили в компанию, которую раньше считали невзрачной и скучной. За прошедшие два года Golden на американской технологической бирже NASDAQ «потяжелела» более чем в два раза, достигнув капитализации 2,1 млрд долларов. Игроки и эксперты отрасли единодушно приписывают этот успех личности Вандромма. Дела у компании шли неплохо и до прихода бельгийца, доходы стабильно росли год от года, но она никак не могла заворожить инвесторов, заставить их поверить в будущее своего бизнеса. «Он тогда садился за один стол с инвесторами и часами мог говорить о том, как динамично будет развиваться Golden в ближайшие пять лет», — рассказывают о нем. Вандромм решительно взялся бороться со «скучностью» Golden Telecom, уверенно инициируя один сверхмасштабный проект за другим. За последние пару лет компания Golden Telecom освоила международную и междугороднюю связь (выдержав колоссальный прессинг со стороны регулятора: чиновники по два раза на дню устраивали компании проверки, из последних сил затягивали принятие сети «Голдена»), развернула одну из крупнейших в мире коммерческих сетей беспроводного интернета Wi-Fi на территории столицы, вышла на рынок домашнего интернета, купив компанию «Корбина Телеком» вместе с ее проектом прокладки оптики в каждый московский дом.
Кроме того, Вандромм в первый месяц работы разогнал практически весь менеджмент «Голдена», набрав новую команду. Оставшихся неугомонный бельгиец заставил работать в поте лица. «Это авторитарный, жесткий управленец с четким видением ситуации», — говорят на рынке о Вандромме. «Он ставит амбициозные цели. Может мотивировать мертвого» — вот еще несколько деталей к портрету управляющего «Голдена». «Да, он достаточно жесткий человек, — говорит Александр Малис, давний друг и соратник Жан-Пьера Вандромма, генеральный директор “Корбины Телеком”. — Это проявляется в низкой толерантности к человеческим слабостям и ошибкам. Впрочем, люди, которые не выдерживают работы с ним и жалуются на его жесткость, просто еще сами не готовы быть столь же быстрыми и динамичными, как он». Свой бешеный ритм работы признает и сам Вандромм: «Я нетерпеливый, и некоторые не успевают за моим темпом».
Как бы то ни было, конкурентам не мешало бы поучиться у Вандромма смелости в видении будущего. Уже в ближайшей перспективе на рынке связи останутся буквально несколько универсальных операторов, считает он, и Golden будет среди них. «Операторы станут похожими на супермаркеты», — полагает Вандромм. При этом он не скрывает своих смелых задач: «Мы хотим стать фиксированным оператором номер один в России, на Украине, в Узбекистане и Казахстане». К 2010 году вместе с «Корбиной» он хочет построить оптические сети в 65 крупнейших городах России, охватив 65% зданий в каждом из городов и предложив услуги доступа в интернет и цифрового ТВ более чем 15 млн домохозяйств. Для этого Вандромм готов инвестировать в освоение России до 1,5 млрд долларов. Golden Telecom намерена выйти и на рынок эфирного цифрового телевещания, для этого Вандромм уже купил компанию Fortland Limited со всеми лицензиями за 51 млн долларов и планирует потратить на сеть еще несколько десятков миллионов.
Жан-Пьер Вандромм верит в будущее России. «Во всем мире нет такой страны и такого народа, которые бы за короткий промежуток времени так изменились», — говорит он. В то же время он уверен, что страна, в которой у каждого из жителей нет скоростного доступа к ресурсам мировой сети, обречена на загнивание. «Не важно, ездят ли по улицам страны “мерседесы” и “хаммеры”, потому что будущее только за теми людьми, которые владеют информацией», — убежден Вандромм.