Не ешьте что попало

Спецвыпуск
Москва, 08.10.2007
«Эксперт» №37 (578)
Феномен западного агрорынка — стремительный рост потребления чистых, натуральных продуктов. В России есть условия для их производства, но возможностей для развития рынка нет — препятствуют этому отсутствие законодательных нормативов и низкий уровень благосостояния населения

«Привези из деревни кабачок и тыкву ребенку, жена фанат всего натурального», — это коллега. «Вот помидорчики, свои, экологически чистые, никаких удобрений», — это уже маркетинговый ход родителей, химиков по образованию.

Кажется, в нашей стране полно тех, кто озабочен здоровым питанием и натуральностью продуктов. В мире этим повально увлекаются уже по меньшей мере два-три десятка лет. В развитых странах производители давно оседлали страхи потребителей. Ответом на экологические ужастики и статьи о вреде нездоровой пищи там стало так называемое органическое сельское хозяйство, позиционирующее свою продукцию как здоровую, натуральную и экологически чистую.

Organic agriculture, как называют его в англоязычных странах, появившись в начале 80-х, быстро завоевало развитые страны (см. график 1), превратившись из «мульки» для избранных в серьезный бизнес. Ежегодный оборот рынка органических товаров уже достиг 40 млрд долларов, это около 5% сельскохозяйственного производства и потребления продуктов питания на Западе. В России же, несмотря на, казалось бы, огромный спрос и почти идеальные производственные возможности, органику, по большому счету, не покупают и не продают, да и вообще плохо представляют себе, что это такое.

Что за овощ этот органический фрукт

Как ни парадоксально, большинство российских участников рынка, не говоря уже о рядовых потребителях, не вполне понимают, чем органические фермы и их продукция отличаются от традиционных. По сути, organic agriculture — одна из форм экологически ориентированного (нацеленного на снижение ущерба, наносимого природе) сельского хозяйства. Что важно, форма эта не абстрактная. В середине 80-х во многих развитых странах были разработаны четкие и однозначные критерии, по которым фермерское хозяйство (производство) и его продукция могут быть отнесены к органической. Более того, эти критерии еще и стали строго соблюдаться — благодаря контролю власти, а также деятельности специализированных сертифицирующих союзов и организаций.

«Органические» фермеры обязаны привести свое производство и состояние активов (земли, скота) в соответствие с нормативами, нацеленными на снижение ущерба окружающей среде и уменьшение использования материалов искусственного происхождения. Национальные стандарты в деталях сильно различаются. Например, во Франции есть ограничения по шумовому загрязнению пастбищ молочных коров (буренки не должны нервничать!), в Австрии — по использованию металлических орудий труда (экономят железную руду — невозобновляемый ресурс). Но они одинаковы в главном — минимизация или, реже, полный отказ от использования агрохимикатов и генетически модифицированных продуктов в сочетании с жесткими требованиями к утилизируемости упаковки и применению современных машин.

Органическими могут быть не только овощи, фрукты, но и продукция животноводства, а также товары пищевой промышленности, если они изготавливаются из одноименного сырья и с использованием традиционных технологий. Каждая партия товара должна пройти необходимые

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (578) 8 октября 2007
    Съезд «Единой России»
    Содержание:
    Маневр Путина

    Владимир Путин, возглавив список «Единой России», создал пространство для максимальной свободы маневра как до, так и после своего ухода с президентского поста

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама