Куда торопится господин Рыболовлев?

Русский бизнес
Москва, 15.10.2007
«Эксперт» №38 (579)
Несмотря на ажиотажный спрос, IPO «Уралкалия» нельзя назвать своевременным. Оправившаяся от проблем компания получила бы от инвесторов существенно больше

Восторженные отзывы переполняют российскую деловую прессу. «Уралкалий», один из крупнейших мировых производителей калийных удобрений, первым среди отечественных предприятий химической индустрии провел IPO в Лондоне. Казалось бы — исключительно удачно и вовремя.

«Уралкалий» нарасхват

Ценовой диапазон IPO был установлен в размере 2,8–3,5 доллара за акцию, что соответствует капитализации 6–7,4 млрд долларов. Владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев первоначально планировал продать инвесторам около 10% принадлежащих ему акций. Но в первый же день размещения объем заявок значительно превысил предложение. Инвесторы были готовы приобрести все акции по верхней ценовой границе (заявка по верхней границе была закрыта 22 раза). «Уралкалий» решил увеличить объем предлагаемых акций почти в полтора раза — до 14,38%.

Дмитрий Рыболовлев получит от инвесторов около миллиарда долларов. Ровно год назад в ходе первой попытки IPO он мечтал получить приблизительно столько же за в полтора раза больший пакет акций. Но результат тогда получился провальным. «Уралкалий» первым среди отечественных компаний отказался от завершения процедуры IPO, по официальной формулировке — из-за слишком низкой оценки бизнеса инвесторами. Успех нынешнего размещения подчеркивает и другое обстоятельство: ажиотажный спрос наблюдался во время кризиса ликвидности на мировых финансовых рынках. «“Уралкалий” оказался для западных инвестфондов отличной возможностью сделать намеченные вложения, — отметил один из отраслевых специалистов. — Запланированные на эту осень IPO ряда отечественных компаний не состоялись, но иностранцы уже выделили деньги под инвестиции в Россию».

Радикальная переоценка бизнеса «Уралкалия» произошла в основном благодаря беспрецедентному росту мировых цен на основную продукцию компании — хлористый калий. Например, стоимость тонны этого удобрения на одном из ключевых рынков, бразильском, с сентября прошлого года по сентябрь нынешнего выросла со 180 до немыслимых прежде 330 долларов за тонну. Впечатляющий результат на олигопольном калийном рынке по большому счету обеспечил сам «Уралкалий». Возглавив торговый союз с еще более крупным производителем «Беларуськалием», он прекратил поставки на крупнейшие индийский и китайский рынки и, сломав сопротивление покупателей, добился резкого повышения отпускных цен.

Еще до роста цен отечественные калийщики наслаждались высочайшими показателями рентабельности (более 30% по чистой прибыли). Теперь она должна взлететь до феноменальных уровней — несмотря на серьезный рост расходов на фрахт, в целом себестоимость производства в отрасли поднялась несильно.

А могли бы и больше

Несмотря на всеобщий оптимизм, IPO «Уралкалия» при пристальном рассмотрении выглядит отнюдь не своевременным. Через год-полтора Дмитрий Рыболовлев по всем раскладам должен был бы получить за свою компанию гораздо больше. И без нынешнего риска: в момент объявления о второй попытке IPO акции компании упали на РТС аж на 7% за день; провала, похоже, опасались и сами организаторы,

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (579) 15 октября 2007
    Инфляция
    Содержание:
    Тени глобальных катаклизмов

    Россия импортирует с глобальных рынков не только товары и капитал, но также инфляцию и проблемы с ликвидностью. Отсутствие мощной системы предложения продовольствия и финансовых ресурсов делает страну слишком уязвимой по отношению к перипетиям мировой конъюнктуры

    Наука и технологии
    Реклама