Куда торопится господин Рыболовлев?

Иван Рубанов
15 октября 2007, 00:00

Несмотря на ажиотажный спрос, IPO «Уралкалия» нельзя назвать своевременным. Оправившаяся от проблем компания получила бы от инвесторов существенно больше

Восторженные отзывы переполняют российскую деловую прессу. «Уралкалий», один из крупнейших мировых производителей калийных удобрений, первым среди отечественных предприятий химической индустрии провел IPO в Лондоне. Казалось бы — исключительно удачно и вовремя.

«Уралкалий» нарасхват

Ценовой диапазон IPO был установлен в размере 2,8–3,5 доллара за акцию, что соответствует капитализации 6–7,4 млрд долларов. Владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев первоначально планировал продать инвесторам около 10% принадлежащих ему акций. Но в первый же день размещения объем заявок значительно превысил предложение. Инвесторы были готовы приобрести все акции по верхней ценовой границе (заявка по верхней границе была закрыта 22 раза). «Уралкалий» решил увеличить объем предлагаемых акций почти в полтора раза — до 14,38%.

Дмитрий Рыболовлев получит от инвесторов около миллиарда долларов. Ровно год назад в ходе первой попытки IPO он мечтал получить приблизительно столько же за в полтора раза больший пакет акций. Но результат тогда получился провальным. «Уралкалий» первым среди отечественных компаний отказался от завершения процедуры IPO, по официальной формулировке — из-за слишком низкой оценки бизнеса инвесторами. Успех нынешнего размещения подчеркивает и другое обстоятельство: ажиотажный спрос наблюдался во время кризиса ликвидности на мировых финансовых рынках. «“Уралкалий” оказался для западных инвестфондов отличной возможностью сделать намеченные вложения, — отметил один из отраслевых специалистов. — Запланированные на эту осень IPO ряда отечественных компаний не состоялись, но иностранцы уже выделили деньги под инвестиции в Россию».

Радикальная переоценка бизнеса «Уралкалия» произошла в основном благодаря беспрецедентному росту мировых цен на основную продукцию компании — хлористый калий. Например, стоимость тонны этого удобрения на одном из ключевых рынков, бразильском, с сентября прошлого года по сентябрь нынешнего выросла со 180 до немыслимых прежде 330 долларов за тонну. Впечатляющий результат на олигопольном калийном рынке по большому счету обеспечил сам «Уралкалий». Возглавив торговый союз с еще более крупным производителем «Беларуськалием», он прекратил поставки на крупнейшие индийский и китайский рынки и, сломав сопротивление покупателей, добился резкого повышения отпускных цен.

Еще до роста цен отечественные калийщики наслаждались высочайшими показателями рентабельности (более 30% по чистой прибыли). Теперь она должна взлететь до феноменальных уровней — несмотря на серьезный рост расходов на фрахт, в целом себестоимость производства в отрасли поднялась несильно.

А могли бы и больше

Несмотря на всеобщий оптимизм, IPO «Уралкалия» при пристальном рассмотрении выглядит отнюдь не своевременным. Через год-полтора Дмитрий Рыболовлев по всем раскладам должен был бы получить за свою компанию гораздо больше. И без нынешнего риска: в момент объявления о второй попытке IPO акции компании упали на РТС аж на 7% за день; провала, похоже, опасались и сами организаторы, установившие верхний диапазон стоимости ценных бумаг на уровне их текущих биржевых котировок.

«Уралкалий» сейчас только выходит из критического этапа жизни и еще не вполне оправился от свалившихся на него неприятностей (см. график). В первой половине 2006 года в период ценовой борьбы с потребителями он был вынужден резко сократить объемы производства. В конце года, вскоре после неудачного IPO, произошла авария и затопление первого рудоуправления «Уралкалия». В результате компания потеряла около 20% мощностей; а в Березниках, где она расположена, возникла угроза провалов. В итоге «Уралкалий» впервые в истории уступил пальму лидерства по объемам производства в России своему конкуренту-соседу — «Сильвиниту».

Несмотря на всеобщий оптимизм, IPO «Уралкалия» при пристальном рассмотрении выглядит отнюдь не своевременным. Через год-полтора Дмитрий Рыболовлев по всем раскладам должен был бы получить за свою компанию гораздо больше

В нынешнем году компания начала быстро восстанавливать утерянное. Но эффект от роста производства и цен не отразился на важных для инвестора финансовых показателях — оплата удобрений отстает от производства на несколько месяцев, закрытие квартальных отчетностей также требует времени. Однако уже в 2008 году «Уралкалий» должен выйти на рекордные производственные показатели 2005 года. Чистая прибыль компании, по нашим оценкам и единогласному мнению биржевых аналитиков, должна взлететь до 500–600 млн долларов (вдвое выше 2005 года), а EBITDA — до 800 млн долларов.

Если ориентироваться на традиционные мультипликаторы и текущие оценки западных аналогов российской компании (капитализация превышает EBITDA в 12 раз и более, чистая прибыль — в 20 раз и более), «Уралкалий» через полтора года можно было бы продать не за 7,4, а как минимум за 10 млрд. Тем более что давление спроса на хлоркалий практически не оставляет сомнений, что цены на него будут расти и дальше. Ну и наконец, сама компания в ближайшие годы будет активно наращивать производственные мощности. «Инвестиционная программа до 2012 года составляет 29,4 миллиарда рублей, а к 2011 году компания планирует увеличить выпуск хлористого калия с нынешних пяти до семи миллионов тонн», — отмечает руководитель отдела аналитики ИА «INFOLine» Михаил Бурмистров.

Создается впечатление, что господин Рыболовлев очень торопится с IPO. Стремление тем более удивительное, что особых долгов у «Уралкалия» нет, а на собственное развитие вполне хватает и чистой прибыли.

Возможно, Рыболовлеву нужна крупная сумма (бизнесмен заявлял о желании вкладываться в биотехнологии)? Может, поделившись акциями с иностранцами, он желает подстраховать политические риски (в последнее время начали распространяться слухи о консолидации отрасли под крылом госкомпаний, да и выборы на носу)? А может, о перспективах собственного бизнеса он знает что-то такое, о чем не догадываются аналитики и инвесторы? Но мы бы хотели предложить более неожиданную версию, которую нам подтвердили несколько компетентных источников. Возможно, у амбициозного бизнесмена есть долгосрочные планы по объединению со своим партнером, пока государственным «Беларуськалием», в результате чего он встанет во главе крупнейшей в мире калийной компании. Имидж Рыболовлева в глазах президента Александра Лукашенко, который контролирует белорусскую компанию, после совместной операции по повышению цен резко вырос. И доверие со стороны белорусского руководства к самому Рыболовлеву и менеджменту «Уралкалия» сегодня очень высоко. В этой ситуации рост капитализации и полученные свободные средства могут оказаться решающими аргументами в пользу слияния на выгодных «Уралкалию» условиях.