Наказания без преступления

12 ноября 2007, 00:00

Госдума приняла в первом чтении поправки в Уголовный кодекс, разработанные правительством. Инициаторы закона максимально облегчили силовикам возможность контроля за властью

Изменениям должны подвергнуться три статьи Уголовного кодекса: 292 (служебный подлог), 293 (халатность) и 326 (подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства), а также статья 114 (временное отстранение от должности) Уголовно-процессуального кодекса. Обоснованием, как обычно, служит борьба с терроризмом. При этом единственная поправка, связанная с противостоянием террористам, выглядит абсолютно бессмысленно: «Использование заведомо поддельного государственного регистрационного знака транспортного средства в целях совершения преступления либо облегчения его совершения или сокрытия». С максимальным сроком наказания — два года. Но если следствие может доказать, что фигурант действовал в указанных целях, то его ожидает обвинение в соучастии. А если речь идет о терактах, то наказание тут начинается от восьми лет, а заканчивается пожизненным заключением.

Другие поправки к терроризму имеют мало отношения, зато последствия их могут быть куда менее безобидными. Особенно это касается новой нормы, которая вводится в Уголовный кодекс: «Халатность, совершенная должностным лицом, повлекшая за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства». Большинство опрошенных «Экспертом» юристов, среди которых были и депутаты Госдумы, затруднились объяснить, что подразумевается под юридической нормой «охраняемые законом интересы общества или государства». Если не существует четко прописанного списка интересов государства (пока, во всяком случае, такого документа нет), а тем более интересов общества, эту норму можно трактовать как угодно. В зависимости от настроения прокурора и судьи. Получается, что существует действие, за которое человек может сесть в тюрьму, однако в чем конкретно состоит его вина, никто не объясняет.

Кроме того, поправки наделяют президента правом отстранять от должности губернаторов в случае предъявления обвинения в совершении преступления независимо от степени его тяжести (до сих пор он мог отстранять только по преступлениям тяжким и средней тяжести). Эта поправка также максимально упрощает любое давление силовиков на региональных госчиновников. Для отстранения губернатора от должности им теперь достаточно просто возбудить против него любое уголовное дело.