К автопрому — по бездорожью

Генеральный директор ОАО «Северсталь-авто» Вадим Швецов добровольно стал владельцем части тяжелого наследия — советского автопрома. По его мнению, успех на этом рынке возможен, если начать сейчас делать своими руками все, чего на нем нет

В этом году Вадим Швецов стал главным акционером (58%) холдинга «Северсталь-авто». До этого он рулил автомобильным бизнесом «Северстали», будучи миноритарным акционером. Обмен акциями с Алексеем Мордашовым, после чего тот вышел из автомобильного дела, означал, что у Швецова есть некая стратегия, которая, возможно, не вдохновляла Мордашова.

Во главе «Северсталь-авто» Швецов показал себя мастером антикризисного и оперативного управления. Купленные в предбанкротном состоянии и с не очень ясными целями в начале 2000-х Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) и Заволжский моторный (ЗМЗ) принесли акционерам в 2006 году около 70 млн долларов чистой прибыли при выручке 1,2 млрд. Пикантность момента, однако, состоит в том, что если объем бизнеса вырос в разы, то количество проданных машин остается неизменным — около 100 тыс. Потому что при всей эффективности бизнеса «Северсталь-авто» его границы заданы специфической армейско-охотничьей нишей внедорожника «УАЗ». И это несмотря на усилия по модернизации и улучшению качества машины. Так, выведенный на рынок в 2005 году UAZ Patriot, венец всех попыток расширить рынок в сторону «общечеловеческого» сегмента, пока не переломил общей динамики, хотя продажи этого автомобиля заметно растут.

В конце 2004 года, когда было подписано лицензионное соглашение с корейским производителем внедорожников SsangYong, началась реализация новой стратегии «Северсталь-авто». Она должна диверсифицировать бизнес компании, причем радикально. Такой всеядности мир еще не знал — от сборки всех видов автомобилей до выпуска компонентов и создания собственной розницы. С тех пор автохолдинг непрерывно покупает лицензии, создает СП, строит производства. Наблюдатели разделились по этому поводу на скептиков и оптимистов.

Скептики не видят шансов у «Северсталь-авто» ни во внедорожной нише (по качеству российская продукция все равно уступает западной, а по цене — китайской), ни в рамках стратегии диверсификации (нельзя таким широким фронтом войти в одну из самых высокотехнологичных отраслей). Рынок же пока оптимистично оценивает выбор Швецова. Акции автохолдинга после выхода на IPO в 2005 году выросли с 15 до 50 долларов; считается, что еще на три года высокие темпы роста компании обеспечены. Швецов полагает, что закладывает фундамент роста минимум на десять лет. По существу он пытается создать кластер на полупустом рынке силами отдельно взятой компании. Недаром холдинг «Северсталь-авто» первым зарегистрировался и в ОЭЗ промышленно-производственного назначения «Алабуга» в Татарстане (как только ее открыли в 2006 году) и построил там два завода.

Залог успеха такой стратегии, по мнению Швецова, — бурный рост российского рынка. Но есть и фактор риска — время, которое нельзя терять.

— Что вы имели в виду, когда говорили, что автопром России обгонит автопром Германии?

— Речь шла о темпах роста российского автомобильного рынка. Если продолжить сегодняшний тренд, то в 2011–2012 годах в России будет продаваться больше автомобилей, чем в Германии. Ситуация н

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (585) 26 ноября 2007
    Скандал в Минфине
    Содержание:
    Арест

    Главным инструментом реальной политической борьбы у нас по-прежнему является арест

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Реклама