Наследники позора

Книги
Москва, 03.12.2007
«Эксперт» №45 (586)

Вышедший на русском языке второй роман Кадзуо Исигуро, в 1986 году прославивший своего создателя и принесший ему престижную Уитбредовскую премию, — сплошная статика: действия в нем наберется хорошо если на пару десятков страниц. Все прочее — флэшбек, размышления и необязательная на первый взгляд старческая болтовня. Пожилой Мацуи Оно — в довоенном прошлом Японии один из выдающихся художников-патриотов — забросил живопись и теперь доживает свой век, пытаясь сбыть с рук засидевшуюся в девках младшую дочь да латая крышу, продырявленную американскими снарядами. А параллельно приходит к осознанию того факта, что он, уважаемый и заслуженный человек, на самом деле — persona non grata для разочарованной послевоенной молодежи, типичный представитель «опозоренного поколения», вполне заслуженно несущий на себе жирное пятно общей вины. И незапятнанная его репутация на поверку вовсе не столь безупречна.

Формально перетаптываясь на одном месте, в действительности композиция «Художника зыбкого мира» выписывает головокружительный вираж, заставляющий читателя внутренне ойкать и подскакивать, как на американских горках. Благостный поначалу образ героя-рассказчика понемногу обрастает новыми деталями, становясь все более и более неоднозначным, а затем и просто неприятным, для того чтобы в финале вновь неожиданно воссиять каким-то особым, внутренним светом.

Исигуро — признанный мастер двойной (а то и тройной) игры: персонажи всех его книг если не врут в открытую, то чего-то недоговаривают, а что-то прихотливо аранжируют. Однако даже в этой галерее махровых лжецов фигура Мацуи Оно стоит особняком: герой «Художника» претерпевает свою духовную трансформацию в закупоренном, безвоздушном пространстве собственной черепной коробки, без малейшего воздействия извне — единственным адресатом его вранья и недомолвок служит он сам. Наблюдать за этим анаэробным процессом жутковато; но глаз, как от всякого по-настоящему выдающегося эксперимента, не отвести.

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (586) 3 декабря 2007
    Госкорпорации
    Содержание:
    Уроки переодевания «Рособоронэкспорта»

    Вместо реализации проектов частно-государственного партнерства власть увлеклась созданием госкорпораций. Эту модель проще использовать для ситуационного управления, но она не может заменить собой стратегию развития и грозит подорвать позиции частных компаний

    Обзор почты
    Рейтинг
    Реклама