Дружба с серьезными намерениями

Денис Квасов
17 декабря 2007, 00:00

Волжский автозавод нашел нежадного стратегического партнера, имеющего опыт антикризисного управления и не претендующего на полный контроль над компанией. В феврале следующего года станет понятно, удастся ли будущим партнерам договориться по ряду остающихся вопросов

АвтоВАЗ определился с выбором стратегического партнера. Им стал альянс Renault-Nissan. В будущем году иностранный концерн получит блок-пакет акций АвтоВАЗа, предоставив взамен современные технологии. Кому из партнеров повезло больше — вопрос открытый. Renault был первым иностранным концерном, с которым команда управленцев из «Рособоронэкспорта», пришедшая на АвтоВАЗ в конце 2005 года, начала переговоры о стратегическом партнерстве. Потом параллельно проходили переговоры с американской General Motors, итальянской Fiat и транснациональной Magna International.

Информация о контактах АвтоВАЗа с Renault появилась весной 2006 года, и стало ясно, что новая команда, которую тогда возглавляли генеральный директор Игорь Есиповский и председатель совета директоров Владимир Артяков, уже осознала невозможность самостоятельно поднять тольяттинский автогигант. Все, что можно было сделать своими силами: снижение объема хищений на предприятии (на миллиард рублей за один год), сокращение числа посредников (особенно в схемах поставок металла на завод), — они сделали, но этого, конечно же, было недостаточно для возвращения АвтоВАЗу уверенности в завтрашнем дне.

Несмотря на долгие переговоры, попытки привлечь другие компании и недавнее заявление представителей GM, что именно их выберет АвтоВАЗ, итогом поисков стало подписание 8 декабря в Тольятти протокола о взаимопонимании именно с французами.

Карлос Гон по сходной цене

Занимаясь поиском стратегического партнера, руководство АвтоВАЗа ставило несколько условий для кандидата. Иностранная компания должна помочь «ускорить развитие автозавода, обновить и расширить его модельный ряд, развивать марку Lada, сохранив ее индивидуальность, помочь удержать лидерские позиции на российском рынке и укрепить коммерческий успех, обменяться технологиями и ноу-хау» и не претендовать на полный контроль над предприятием.

Концерн Renault имеет опыт разработки современных бюджетных моделей (что крайне необходимо АвтоВАЗу с учетом его стремления сохранить за собой нишу «народного автомобиля»), а также команду высокопрофессиональных управленцев, возглавляемую Карлосом Гоном, который считается лучшим антикризисным менеджером мирового автопрома. С концерном удалось договориться и о количестве акций. Renault приобретает блок-пакет акций тольяттинского предприятия у консорциума инвесторов во главе с Troika Capital Partners (ТСР) после завершения процедуры «раскольцовки» (большей частью акций ВАЗа владеют его же «дочки»). Сделка совершится в феврале 2008 года.

Renault предложит партнеру несколько готовых платформ, недавно разработанных, но еще не запущенных в производство

Сумма, о которой стороны договорились, не разглашается, но Сергей Чемезов, руководитель госкорпорации «Ростехнологии» и председатель совета директоров АвтоВАЗа, назвал ее близкой к рыночной. Исходя из сегодняшнего уровня капитализации АвтоВАЗа, ее можно приблизительно оценить в 31,7 млрд рублей. Официальное сообщение тольяттинского предприятия содержит информацию о том, что «Ростехнологии» и Renault на паритетных началах создадут холдинг, в котором консолидируют контрольный пакет акций АвтоВАЗа. Процесс должен завершиться к середине лета будущего года.

Взамен на тольяттинском автозаводе предполагают получить от нового партнера платформы класса В и С для создания новых семейств легковушек, а также двигатель и трансмиссию для модернизации существующего модельного ряда Lada. Именно к этому стремились топ-менеджеры АвтоВАЗа, ведя переговоры не только с французами, но и с американской GM и итальянской Fiat. Концерн Renault смог предложить лучшие условия и доказать серьезность своих намерений по развитию собственного бренда тольяттинского автозавода. Что было оценено и участниками рынка, и частными инвесторами — акции АвтоВАЗа, весь последний год дорожавшие по мере появления информации о развитии предприятия, после подписания соглашения с Renault прибавили в цене почти 10%.

Осталось договориться о деталях

Несмотря на оптимистичные заявления руководства АвтоВАЗа, пока в будущем партнерстве слишком многое неясно, чтобы дать объективную оценку произошедшему событию. «По этому проекту слишком мало информации, — комментирует директор нижегородского Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи. — Это уже третий подобный проект ВАЗа (ранее АвтоВАЗ создал СП с GM, а также он сотрудничает с международным производителем автокомпонентов Magna. — “Эксперт”). Посмотрим, что получится».

Примерно так же реагируют на вопросы журналистов и сами участники сделки. Президент АвтоВАЗа Борис Алешин предпочитает не комментировать условия соглашения с Renault, адресуя эти вопросы акционерам компании. Сергей Чемезов ограничивается констатацией случившегося и скупыми прогнозами относительно будущего альянса. Карлос Гон попросил российских журналистов «дать сторонам соглашения немного времени». И объясняет: раньше конца февраля, когда сделка по приобретению акций АвтоВАЗа будет закрыта, вряд ли есть смысл говорить о подробностях будущего партнерства.

Что касается производственных планов, то здесь руководство АвтоВАЗа более откровенно. Борис Алешин заявил, что к 2012–2013 году весь модельный ряд тольяттинского предприятия будет обновлен, а объем выпуска автомобилей достигнет 1,5 млн штук в год. Называются и суммы инвестиций — 3,5 млрд долларов. Правда, источник этих денег пока остается за скобками. Renault, по предварительным оценкам, вложит в будущий альянс 900 млн долларов, остальные 2,6 млрд, очевидно, должно предоставить государство. По крайней мере, «Ростехнологии» и, в частности Сергей Чемезов, настаивают на сохранении контроля над ВАЗом и обещают господдержку.

По словам Карлоса Гона, Renault предложит партнеру несколько готовых платформ, недавно разработанных, но еще не запущенных в производство. Планируется создание трех семейств автомобилей класса В, С, а также запуск бюджетной модели, которая призвана заменить «классику». Судьба нынешней совместной разработки ВАЗа и Magna — проекта С — пока не ясна.

Впрочем, идиллические ожидания вазовцев могут и не оправдаться. По крайней мере, в вопросе условий предоставления платформ и силовых агрегатов у будущих партнеров уже возникли некие разногласия. Борис Алешин заявил, что Renault передаст ВАЗу технические разработки и ноу-хау безвозмездно, в расчете на долю в прибыли от продажи автомобилей под брендом Lada. А Карлос Гон отметил, что все технологии ВАЗу будут предложены по определенной цене.

Помимо развития и поддержки бренда Lada иностранные партнеры ВАЗа вынашивают и планы производства на мощностях тольяттинского завода собственных моделей. Причем не только марки Renault, но и более дорогих автомобилей Nissan. Здесь можно усмотреть некую угрозу для автомобилей Lada — увеличение выпуска, например, модели Renault Logan усилит конкурентное давление на Lada Kalina.

Одним словом, условия сотрудничества еще предстоит уточнять. А следовательно, и говорить о перспективах новорожденного альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ несколько преждевременно. Понятно, что альтруизм — черта, не свойственная современному автомобильному бизнесу. Свои интересы в новом партнерстве есть у обеих сторон. Renault, в первую очередь, стремится обойти конкурентов, устремившихся на быстро растущий российский рынок. АвтоВАЗ пытается спасти свое положение, ухудшающееся под напором импорта и продукции сборочных производств в России.

Французско-японский концерн вряд ли сильно рискует. А вот судьба АвтоВАЗа, градообразующего предприятия Тольятти и главного отечественного игрока в автомобильной промышленности, от этого сотрудничества зависит существенно. Соблюсти свои интересы в сделке, дающей неплохие шансы на качественный рывок, но и таящей немалые риски, — сегодня главная задача управленцев, откомандированных государством в Тольятти.

Самара