Коменский против Дьюи

18 февраля 2008, 00:00

Педагогика как наука возникла только на пороге Нового времени, ее становление связано с именем выдающегося чешского просветителя, философа и общественного деятеля Яна Коменского (1592–1670). Коменский принадлежал к протестантской общине «Чешских братьев», которые, как и все протестанты, защищали право каждого христианина, независимо от общественного положения, состояния и пола, читать и толковать Библию. Но для того, чтобы реализовать это право, каждый человек должен был получить соответствующее образование. Отсюда идеи, которые легли в основу педагогических взглядов Коменского, изложенных в книге «Великая дидактика»: всеобщность образования, универсализм и унитаризм. Именно Коменский разработал классно-урочную систему организации преподавания, предложил идеи единой программы обучения для всех школ и универсальных учебников. Для того времени это была революция. На этих принципах в той или иной мере до сих пор функционирует образование во всем мире. В терминах описываемой нами дискуссии ближе всего к идеям Коменского «школа знаний». Лучше всего идеи Коменского можно проиллюстрировать его собственными максимами: «В школы следует отдавать не только детей богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, селах и деревнях»; «Необходимо добиваться того, чтобы… в этом мире не встретилось им (учащимся. — “Эксперт”) ничего, о чем бы они не имели возможности составить хотя бы скромное суждение и чем они не могли бы воспользоваться для определенной цели разумно, без вредной привычки».

 pic_text1 Фото: Interfoto/Photas
Фото: Interfoto/Photas

XX век породил новые вызовы. Объем знаний, которые требуются человеку даже в обычной жизни, нарастал как снежный ком. Обязательное четырехклассное образование, которое было принято в большинстве стран Европы и в США еще в XIX веке, стало недостаточным. Пришлось переходить к обязательному среднему образованию. Встал вопрос, чему и как учить. Особенно остро он обозначился в 20-е годы XX столетия. Именно тогда впервые наиболее четко возникло противопоставление «школы знаний» и «школы компетенций».

 pic_text2 Фото: DPA/Photas
Фото: DPA/Photas

У истоков последней стоит крупнейший американский философ и общественный деятель Джон Дьюи (1859–1952). Его педагогические идеи непосредственно связаны с его философией, которая принадлежала к парадигме прагматизма, и с его общественными взглядами — последовательным либерализмом и демократизмом. Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставляет обучение «путем делания», то есть так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только такие знания, которые могли найти практическое применение в жизни учащихся. В школе Дьюи решающая и руководящая роль учителя в процессах обучения и воспитания сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их пытливости. В методике Дьюи наряду с трудовыми процессами большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Как писал сам Дьюи, «педагогическая цель должна опираться на внутренние резервы и потребности конкретного учащегося. Использование в качестве цели подготовки ребенка к чему-то ведет к пренебрежению возможностями настоящего и ориентации на будущее». Идеи Дьюи легли в основу развития массовой американской школы.