Дети немецких начальников

25 февраля 2008, 00:00

Социальное происхождение — самый важный фактор для карьеры немцев, доказали исследования социолога Михаэля Хартманна из технического университета Дармштадта. Хартманн, занимающийся изучением механизмов создания и развития элит, проследил родословные председателей советов директоров крупнейших немецких компаний за последние 35 лет. Результат превзошел все ожидания. Более половины задействованных в исследовании председателей советов директоров концернов, входящих в индекс DAX, — выходцы из семьи топ-менеджера или владельца крупного предприятия. В 33 случаях из 100 топ-менеджеры — дети представителей «высшего среднего класса», к которому относятся высококвалифицированные менеджеры, адвокаты и профессора. Лишь в 15% случаев карьеру топ-менеджера удается сделать детям, родившимся в семьях простых клерков или рабочих.

Если сравнить эти показатели по другим странам Евросоюза, то, например, в Италии 32,3% топ-менеджеров крупнейших предприятий происходят из семей среднего и низшего классов — это вдвое больше, чем в Германии. Самой же эгалитарной страной Евросоюза выступает Швеция — здесь ровно половина топ-менеджеров имеет корни в среднем и низшем классах, а дети топов составляют лишь 28,6% от всех председателей советов директоров.

По мнению исследователей, причина такого социального расслоения кроется в классовой немецкой образовательной системе. «В мире нет страны, где бы социальное происхождение оказывало на образование ребенка такое влияние, как в Германии, — говорит исследователь мюнхенского Института Макса Планка Дитер Фрай. — Еще при определении ребенка в школу при одинаковых тестовых результатах дети из семей высшего класса обычно распределяются в более перспективные и респектабельные учебные заведения». В результате 83% детей из семей, где родители имели высшее образование, сами потом получают высшее образование, дающее шансы на хорошую карьеру. Те же, чьи родители не получили высшего образования, идут в вузы лишь в 23% случаев.

За последние сорок лет Германия стала менее эгалитарной страной. В 1970 году топ-семьи давали лишь 43% немецких топ-менеджеров, в то время как высший средний класс — 38%, а средний и низший классы — 19%.

Франкфурт-на-Майне