В новую структуру будут включены угледобывающие и энергогенерирующие активы СУЭК, которая проведет допэмиссию акций в пользу «Газпрома». За это монополист расплатится долями энергогенерирующих компаний и долей в РАО ЕЭС. Стоимость создаваемой компании аналитики оценивают в 12–16 млрд долларов; сделку планируется полностью завершить к концу августа.
Новая структура станет крупнейшим игроком в отечественной энергетике. Она будет контролировать около 15% общей электрогенерации, более 50% оптогенерирующих мощностей (это тепловые электростанции, в основном обеспечивающие промсектор), а также около 40% российской добычи энергетических углей. Такая концентрация противоречит идеям завершаемой ныне реформы энергетики, благодаря которой «Газпром» с СУЭК стали собственниками региональных энергокомпаний — осколков прежнего монополиста РАО ЕЭС. Идея объединения, которая возникла год назад, критиковалась и автором энергореформы Анатолием Чубайсом, и экс-главой МЭРТа Германом Грефом; негативно в отношении сделки высказались и чиновники ФАС (см. «Приватизация энергобаланса страны», «Эксперт» № 7 за 2007 год). Однако на прошлой неделе прямую поддержку сделке выразил первый вице-премьер, председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев. Вскоре после этого руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что после знакомства со всеми предоставленными документами он убедился в определенном положительном значении сделки.
«“Газпром” будет контролировать около 30 процентов выработки в центре и на юге страны, а на северо-западе его доля превысит 50 процентов, аналогичное доминирование будет наблюдаться на Дальнем Востоке, в Кемеровской области и Красноярском крае», — отмечает аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. Можно подумать, что это не так уж и много, ведь, скажем, во Франции Electricite de France контролирует около 80% энергогенерации, и особо негативного влияния на цены это не оказывает. Но в развитых странах эффективный контроль за крупными игроками достигается благодаря активной деятельности влиятельных и независимых антимонопольных служб. В наших же условиях контролировать работу энергомонстра будет почти невозможно. «Газпром» и так превратился в наиболее сильного лоббиста в России, а теперь еще и в едва ли не монопольного поставщика основных видов топлива (угля и газа) для тепловых электростанций. Теперь в его силах делать все что заблагорассудится — хоть перевести тепловые станции на уголь, хоть оперативно повысить внутренние цен на газ и электроэнергию до мировых уровней. Остановить его в этом будет некому.