Фаст-кофе уже в России

Русский бизнес
Москва, 31.03.2008
«Эксперт» №13 (602)
Пришедшая в Россию глобальная кофейная сеть Costa Coffee, как и Starbucks, продвигает новый для нашего рынка формат — coffee shop. Сеть, несомненно, привлечет молодежь, однако вряд ли составит конкуренцию сложившимся российским кофейным сетям

В России начала работать одна из крупнейших в мире сетей кофеен — британская Costa Coffee. Первая точка открылась в конце марта на Пушкинской площади в Москве и стала тысячной по счету кофейней Costa в мире. Ее владельцы намерены сделать сеть самой большой в России: планируется, что к 2010 году в стране будет уже не менее трехсот кофеен Costa — как в крупных городах, так и в небольших. Сегодня даже у крупнейших отечественных компаний, таких как «Кофе Хауз» или «Шоколадница», не более 100–150 кофеен.

Costa Coffee не первая маститая западная компания на российском рынке кофеен. Прошлой осенью у нас открылась американская Starbucks — сеть кофеен номер один в мире, работающая более чем в сорока странах. Пока у этой компании всего две кофейни в Москве (в ТЦ «Мега-Химки» и на Арбате), но планы экспансии велики — охватить все российские регионы.

Интерес западных кофейных корифеев к России объясним. Сегмент кофеен — один из самых быстрорастущих. Несмотря на то что пока его емкость невелика (300 млн долларов), ежегодно он прирастает на 25%. В то время как ресторанная отрасль увеличивается лишь процентов на пятнадцать. В отличие от общего рынка, который мало структурирован, сегмент кофеен вполне «цивилизован». Большую его часть занимают сетевые проекты — упомянутые «Кофе Хауз», «Шоколадница», а также «Кофемания», «Идеальная чашка», «Кофе Тун», «Монтана Кофе». Эти компании за последние десять лет создали узнаваемые бренды, освоили технологии бизнеса и сервис, а некоторые даже вышли в регионы. Но главное — они сформировали у россиян культуру посещения кофеен и высокую лояльность самому напитку. Резонно было ожидать, что вслед за Starbucks в Россию потянутся и другие глобальные компании.

Costa вошла на новый рынок несколько необычно — создав совместное предприятие с известной российской ресторанной компанией «Росинтер ресторанс холдинг». Ранее компания Costa предпочитала осваивать новые рынки, используя франчайзинг, исключение составляет только Китай, где компании также пришлось объединиться с локальным игроком. («Эта страна столь же сложна для бизнеса, как и Россия», — отметили в Costa.)

Экспертов удивил выбор партнера на российском рынке. Ожидалось, что Costa придет в Россию, купив какую-нибудь местную сеть кофеен, благо все они представляют собой сложившийся бизнес с четким позиционированием. «Росинтер» же — крупнейший отечественный оператор в сегменте семейных ресторанов (так называемый casual dining), где ему принадлежит 18%. Компания предлагает наиболее популярные кухни в России — итальянскую, японскую, американскую и русскую в своих и франчайзинговых сетевых ресторанах: Il Patio, «Планета суши», «1–2–3 кафе», T.G.I. Fridays, «Сибирская корона» и др. Несколько лет назад «Росинтер» пробовал работать в кофейном сегменте, запустив сеть «Мока-Лока», однако развивалась она неважно, и ее владельцы решили свернуть кофейный бизнес.

Так что же стало причиной необычного альянса?

Брак, заключенный на небесах

Costa не скрывает своих амбиций: стать сетью кофеен номе

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (602) 31 марта 2008
    Олимпиада
    Содержание:
    Сочинцы! На коньки!

    Чтобы извлечь из Олимпиады-2014 не только политические, но и экономические дивиденды, необходимо тщательно продумать варианты использования олимпийского наследия в будущем, а также привлечь к реализации олимпийского проекта малый и средний бизнес

    Обзор почты
    Реклама