— О том, что «Базэл» планирует построить в Сочи грузовой порт, стало известно осенью прошлого года. Как далеко вы продвинулись в этом начинании?
— Сейчас мы совместно с Росморречфлотом (Федеральное агентство морского и речного транспорта. — «Эксперт») разрабатываем проект порта, или, как его называют в официальных документах, грузового района. Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» выступает генпроектировщиком наших объектов (гидротехнические сооружения, причалы, вся портовая инфраструктура). Компания «Морстройтехнология», привлеченная Росморречфлотом, проектирует федеральные объекты: заградительный мол, подходной канал, станцию управления движением судов, пункт пропуска. В апреле будет подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, а после этого будут объявлены тендеры на создание рабочей документации и собственно строительство причальных и гидротехнических сооружений. Кстати, уже есть заинтересованность в участии в тендере со стороны крупных турецких, югославских, голландских и российских компаний. Я думаю, что конкуренция будет жесткой.
— На какой грузопоток рассчитан порт, будет ли он приспособлен для перевалки специфических грузов, например цемента?
— Мощность порта с шестью-восемью причалами составит около пяти миллионов тонн грузов в год. Предположительно три причала задействуют для перевалки только инертных грузов: песок, щебень будут кранами насыпаться в бункер, а оттуда на транспортерах доставляться на складскую площадку. Цемент, скорее всего, станет поступать в специальных мешках — биг-бэгах. Мешки портальными кранами будут выгружаться на берег и доставляться грузовиками на стройплощадки, расположенные в пределах одного километра от порта, или на специальные склады.
— Какова общая стоимость проекта и сроки его окупаемости? Ранее сообщалось, что объем инвестиций в строительство составит около трех миллиардов рублей.
— Общая стоимость проекта будет известна после разработки ТЭО, пока не хотелось бы называть какие-то конкретные цифры. Могу только сказать, что соотношение частных и государственных инвестиций — примерно пятьдесят на пятьдесят. В собственности инвестора — «Базэла» — останутся причальные сооружения, инфраструктура. Уже создана управляющая компания, которая будет эксплуатировать порт, осуществлять стивидорные операции. Про сроки окупаемости пока тоже рано говорить. Вообще, проект подразумевает сложную комбинацию. Грузовым порт будет только до Олимпиады, а потом его реконструируют. Конечно, никто в мире не проектирует порты на пять-шесть лет — окупаемость подобных сооружений составляет лет семь-десять. Но в нашем случае это вынужденное решение: необходимо завезти колоссальные объемы грузов на территорию с ограниченной пропускной способностью железных и автомобильных дорог.
— Рассматривался ли вариант строительства временного порта?
— При строительстве временных портов не возводят серьезных заградительных сооружений. В нашем случае это невозможно, поскольку никому не хотелось бы зависеть от капризов погоды. Порт должен работать интенсивно и круглогодично. Кроме того, здесь сложный рельеф дна, глубоководные каньоны, расположенные близко к берегу. Приходится очень аккуратно все проектировать, учитывая экологию, близость реки, движение галечника, волновые процессы — расчетная высота волны в Черном море составляет семь с половиной метра. Кроме того, временные порты не рассчитаны на большие грузопотоки.
— Как порт предполагается использовать после Олимпиады?
— Он будет преобразован в рекреационный объект, марину — стоянку для яхт, все грузовое оборудование демонтируем. Варианты реконструкции учитываются уже сейчас, на этапе проектирования. Один проектировщик разрабатывает грузовой порт, а другой на начальном этапе закладывает конструктивные решения, позволяющие безболезненно трансформировать портовые сооружения в марины. Например, причалы проектируются таким образом, что сначала к ним могут швартоваться большие суда, а потом яхты и небольшие пассажирские катера.
— Когда планируется завершить строительство порта?
— Порт будет активно заниматься грузовыми операциями уже в 2009 году. Окончательно строительство завершится в 2010-м.
— Укладываетесь в эти сроки?
— Да, работы идут по графику.
Интервью взял Илья Ступин