Рок-н-ролл с петлей на шее

Культура
Москва, 31.03.2008
«Эксперт» №13 (602)
Фильм Антона Корбайна «Контроль» — очередной представитель все разрастающегося семейства современного рок-кинематографа. Время настало — герои хит-парадов превратились просто в героев

Никак нельзя сказать, что мировой кинематограф до сих пор не замечал героев рок-н-ролла. «Дорз» Оливера Стоуна, «Почти знаменит» Камерона Кроу, «Сид и Нэнси» Алекса Кокса — короче, фильмов про трудные судьбы борцов с микрофонными стойками, наркотиками и толпами поклонниц всегда хватало. Тем не менее до недавних пор рок просачивался в кино гомеопатическими дозами, и лишь в последние годы его нашествие стало приобретать поистине глобальный масштаб. Конечно, порой он оказывался заперт в клетке стандартных жанровых схем: так, «Рэй» (2004 г., биография Рэя Чарльза) и «Переступить черту» (трехлетней давности биография Джонни Кэша) были увесистыми байопиками, томами из бесконечной голливудской «Жизни замечательных людей», где в принципе все едино, чей путь к статье в энциклопедическом словаре демонстрировать — слепого черного соул-певца или же генерала Паттона. Однако появление целой плеяды не укладывающихся в привычные рамки фильмов говорит, судя по всему, о некоей новой тенденции. О том, что рок-музыка стала восприниматься как цельное явление, готовое поставлять хорошо разработанные культурные мифы; об окончательном оформлении легенд, хоть и популярных, но все же до сих пор существовавших на периферии общественного сознания. «Под кайфом» Стивена Вули (2005 г.), «Последние дни» Гаса Ван Сента (2005 г.), «Меня там нет» Тодда Хэйнса (2007 г.) и только что вышедший в российский прокат «Контроль» Антона Корбайна (2007 г.) отнюдь не просто биографические фильмы, пусть и во всех них более-менее достоверно излагаются истории жизни и смерти центральных персонажей. Все эти картины наглядно демонстрируют, что время наконец-таки настало: герои рок-н-ролла успешно преобразовались просто в героев.

Суицид в пустом пространстве

Показательно, что не всегда речь здесь идет о центральных персонажах музыкальной действительности; куда важнее их культовый статус. Культовость — особая характеристика, имеющая дело не с реальными, а мифологическими ценностями. Именно культовым персонажем был один из основателей «Роллинг Стоунз» Брайан Джонс, не сочинивший ни одной песни, зато породивший столь популярный впоследствии образ прОклятого гитариста, наряженного в несусветные цветастые тряпки экзистенциального мученика; он стал первым воплощением элсэдэшного декадентства, первой жертвой ликующего распада 60-х. Последней поре его жизни (затворничество в загородном особняке, безуспешная борьба с наркотиками, изгнание из группы, загадочная смерть в бассейне) посвящен фильм «Под кайфом», основанный на выяснившихся только в 90-е подробностях. Некий строитель, перестраивавший в 69-м дом Джонса, на смертном одре признался, что в смерти гитариста повинен именно он. В результате Стивен Вули получил в свое распоряжение и впрямь очень кинематографичную историю, переполненную мощным камерным драматизмом: столкновение двух принципиально разных, взаимоотталкивающихся и одновременно стремящихся друг к другу миров, воплощенных в двух прямо противоположных персонажах. Блестящий и трагический Брайан

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (602) 31 марта 2008
    Олимпиада
    Содержание:
    Сочинцы! На коньки!

    Чтобы извлечь из Олимпиады-2014 не только политические, но и экономические дивиденды, необходимо тщательно продумать варианты использования олимпийского наследия в будущем, а также привлечь к реализации олимпийского проекта малый и средний бизнес

    Обзор почты
    Реклама