Поговорить негде

Политика
Москва, 06.04.2008
«Эксперт» №14 (603)
В России нет политического механизма военной реформы. Поэтому споры о военном строительстве обречены стать бесплодными, а перемены в Вооруженных силах — лоскутными

Конфликт между министром обороны Анатолием Сердюковым и начальником Генерального штаба Юрием Балуевским вышел на публику около двух недель назад. Тогда газеты сообщили, что Балуевский написал рапорт об отставке, а поводом послужили его разногласия с министром насчет будущего Вооруженных сил. Вслед за этим было опубликовано несколько статей отставных военных, известных как ведущие эксперты по оборонной проблематике, с резкой критикой в адрес министра и его гражданской команды. Через несколько дней Министерство обороны опровергло информацию о рапорте Балуевского, сообщив, что тот «находится в плановом отпуске», в отставку не подавал и вообще в министерстве все спокойно.

Видимо, с Балуевским договорились, и как минимум до инаугурации Дмитрия Медведева в военном ведомстве все затихнет. Но это не означает, что сойдет на нет сам конфликт. Аппаратные трения среди чиновников дело обычное. Но когда звучит угроза добровольной отставки в знак протеста — это вряд ли только аппаратные трения. Насколько мы можем судить, речь действительно идет о серьезных разногласиях по поводу строительства Вооруженных сил на годы вперед.

Если суммировать все эмоциональные слова, сказанные в последние дни по поводу возможной отставки Балуевского и политики Сердюкова, есть две новости, хорошая и плохая. Хорошая — в армии, кажется, начали менять что-то по существу. Плохая — все эти перемены задумываются и реализуются очень небольшой группой не известных ни публике, ни армейскому сообществу лиц, мотивы которых не всегда понятны и прозрачны.

Старый спор

Конфликт между министром обороны и начальником Генерального штаба имеет давние корни. Кто бы ни занимал эти должности — Сергей Иванов и Анатолий Квашнин, Павел Грачев и Михаил Колесников, — искры вспыхивали постоянно. У Анатолия Сердюкова в этом смысле дела сначала шли хорошо: генералы были уверены, что гражданский министр, никогда не служивший в силовых структурах, не станет вмешиваться в их работу. Но поскольку функции и полномочия министерства и Генштаба разграничены нечетко, сердечное согласие длилось ровно столько, сколько Сердюков осваивался в новой должности.

Стоит заметить, что в отличие от Сергея Иванова, который, по заявлениям влиятельных отставных военных, «скользил по верхам», новый министр погрузился в дела ведомства очень серьезно. Он привел с собой большую, около тридцати человек, команду гражданских чиновников. Гражданскими, конечно, их называют условно, среди команды министра немало выходцев из КГБ — ФСБ, но генералов это все равно не устраивает. Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, а в прошлом глава управления международного военного сотрудничества Минобороны, где-то обмолвился, что это управление при Сердюкове курирует 27-летняя девушка. Не знаем, столько ли действительно лет помощнице Сердюкова, как и не беремся судить о степени ее компетентности в вопросах международного военного сотрудничества. Отметим только, что при таких условиях конфликт был неизбежен и, страшно сказать, даже нормале

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (603) 7 апреля 2008
    Россия - НАТО
    Содержание:
    Трехсторонний компромисс

    Небольшая уступка России по вопросу членства Украины и Грузии в НАТО свидетельствует о серьезном изменении баланса сил и интересов внутри западного сообщества. Но она отнюдь не гарантирует нам комфортных отношений с НАТО, США и ЕС в будущем

    Обзор почты
    Реклама