Еще недавно глава Минприроды Юрий Трутнев объяснял, что ни Чаянда, ни другое месторождение никому не может быть передано без конкурса. Трутнев ссылался на закон «О недрах», в котором прописаны только две формы получения прав пользования недрами: аукцион и конкурс. Но не прошло и месяца, как одно из крупнейших месторождений Дальнего Востока оказалось в руках газового монополиста.
По запасам газа Чаяндинское месторождение занимает второе место после соседнего Ковыктинского, находящегося в Иркутской области. Извлекаемые запасы Чаянды составляют 1,2 трлн кубометров газа (категории С1 + С2) и 50 млн тонн нефти (С1 + С2).
Закон «О недрах» действительно не предусматривает прямую передачу лицензий недропользователям, но в документе есть оговорка, что лицензии на месторождения «федерального значения» выдаются по порядку, установленному «федеральными законами». В данном случае участники процесса воспользовались законом «О газоснабжении», по которому такие месторождения могут передаваться без конкурса «организации — собственнику Единой системы газоснабжения (ЕСГ)». Единственный собственник ЕСГ, как известно, «Газпром». Впрочем, вероятно, чтобы не раздражать общественность, «Газпрому» все-таки придется потратиться — чиновники рассчитывают на 8–10 млрд рублей в качестве компенсации государству.