Купить для роста, продать для рефинансирования

28 апреля 2008, 00:00

В ближайшие несколько лет аффилированные с крупными банками и инвестиционными фондами лизинговые структуры будут активно покупать другие компании или их портфели сделок. Наиболее привлекательные сегменты — рынки со значительной долей розницы и высокой ликвидностью предметов лизинга

На рынке финансовой аренды намечается тенденция концентрации капитала. Для работы в сфере лизинга компании необходимо быть надежным заемщиком с положительной кредитной историей, обладать диверсифицированным лизинговым портфелем и иметь четкую стратегию развития. Поскольку небольшим компаниям всегда сложнее находить финансирование, консолидация рынка приведет к резкому уменьшению количества мелких компаний в результате поглощений или к переходу таких компаний к обслуживанию очень узких и малопривлекательных сегментов.

«В целом рост спроса на финансирование в экономике сохраняется. В то же время структура предложения изменяется в пользу финансово устойчивых операторов лизинговых услуг. Поэтому малые игроки рынка будут постепенно сходить с дистанции», — говорит Андреас Ланге, генеральный директор ООО «ФБ-Лизинг». Усиление требований к финансовой устойчивости лизингодателей проявляется в обострении конкуренции на рынке, повышении «стоимости участия» лизинговой компании в сделке финансовой аренды (тенденция снижения размеров авансовых платежей от лизингополучателя), а также повышении уровня рисков лизинговых проектов (реализуются сделки с более сложными видами оборудования, условиями поставки, установки и обслуживания предмета лизинга).

«Успешное осуществление сделок слияний и поглощений позволяет консолидировать ресурсы предприятий, причем не только в плане материальных средств, но и в плане приобретения нового опыта, накопленного каждой из компаний. За счет этого появляется возможность повысить эффективность бизнеса, охватить новые сегменты рынка. С нашей точки зрения, в 2008 году данная тенденция не только сохранится, но и будет иметь дальнейшее развитие», — отмечает Искандер Маслахутдинов, генеральный директор ООО «Лизинг-Трейд».

Неизбежная консолидация

Специфика лизинговой отрасли — высокая зависимость от стабильности финансовых потоков и структуры источников фондирования. Собственные средства лизинговых компаний в 2007 году в среднем составляли всего 5% от валюты баланса. Это значит, что плечо финансового рычага в лизинговом бизнесе очень велико, а дешевый и мощный источник фондирования — ключевой фактор роста (да и вообще выживания на рынке). В условиях кризиса у лизингодателей ограничены возможности свободного финансового маневра, поэтому у ряда компаний с несбалансированным по срокам портфелем в 2008 году появится заинтересованность в продаже портфеля как способе рефинансирования своих сделок.

Российские лизинговые компании даже в условиях кризиса ликвидности остаются интересными инвесторам, а по мере преодоления последствий финансового кризиса могут выйти на лидирующие позиции по инвестиционной привлекательности среди компаний финансового сектора. «Консолидация сектора может быть осуществлена двумя типами предприятий: непосредственными участниками рынка либо финансовыми институтами в лице банков или инвестиционных фондов. В первом случае, очевидно, лизинговым компаниям-консолидаторам понадобится финансовый партнер, которым может стать либо аффилированный (материнский) банк, либо финансовый институт из второй группы, который будет выполнять лишь функцию финансового инвестора и опосредованно участвовать в процессе. Во втором случае крупная независимая лизинговая компания становится центром консолидации, но идеологическую, стратегическую и финансовую функцию будет выполнять новый мажоритарный акционер — инвестиционный фонд или банк», — рассуждает Игорь Белясов, ведущий инвестиционный менеджер ФК «Открытие».

Очевидно, что в нынешних условиях именно лизинговые компании, созданные при банках или находящиеся в собственности инвестиционных фондов, будут иметь наилучшие возможности для покупки других игроков рынка или интересующих их портфелей.

Покупка как способ проникновения

Растет интерес к покупке лизинговой компании с целью выхода в новый сегмент рынка или расширения каналов сбыта продукции. При этом, на наш взгляд, наиболее вероятны сделки в сегментах со значительной долей розницы и массовых клиентов и высокой ликвидностью оборудования, например строительной техники, грузового и легкового автотранспорта.

Ликвидность оборудования и высокий уровень спроса на указанные предметы лизинга привлекают множество лизинговых компаний, поскольку гарантируют наличие заказов и возможность реализовать оборудование даже в случае дефолта клиента. В свою очередь большое количество компаний, оперирующих в данных сегментах, усиливает уровень конкуренции и подталкивает участников рынка к развитию технологий работы с клиентами и увеличению эффективности своей деятельности. В ходе исследования уровень спроса и конкуренции в различных сегментах определялся нами путем опроса активных участников рынка (17 экспертов, в том числе генеральные директора лидирующих компаний, см. график 2). Высокий спрос сохраняется также в секторах железнодорожной и авиационной техники, энергетического оборудования, однако конкуренция в этих отраслях ограничивается административными барьерами входа для новых игроков.

Каковы драйверы роста стоимости и инвестиционной привлекательности лизинговых компаний? Диверсификация, «розничность» портфеля, размер и глубина клиентской базы, надежные поставщики, качество бизнес-процессов и, конечно, их автоматизация. «Информационная система обеспечивает четкое выстраивание бизнес-процессов и гарантирует прозрачность финансовой отчетности, что является существенным преимуществом в глазах инвестора, — отмечает Дмитрий Курдомонов, директор компании “Хомнет Лизинг”, разработчика специализированных систем для автоматизации лизингового бизнеса. — Кроме того, информационная система — это основной инструмент контроля компании-консолидатора над деятельностью приобретенной компании».

Поскольку новым игрокам выйти в сегмент с высоким уровнем конкуренции достаточно сложно, использование существующего бренда и наработанного опыта может стать эффективным вариантом проникновения и закрепления на рынке.

«Сделки слияний и поглощений могут дать особенно заметный эффект в секторе лизинга легкового и коммерческого транспорта, как, например, одна из первых и, на наш взгляд, статусных M&A-сделок — слияние “Рольф-лизинга” и “Европлана”. Компании до начала сделки имели четкое позиционирование на рынке и стратегию развития, и слияние дало хороший синергетический эффект. Сформировались сильные конкурентные преимущества для каждой из сторон (и покупателя, и продавца), что мы и наблюдаем в настоящее время: “Европлан” — компания номер один на рынке лизинга легкового и коммерческого транспорта, группа компаний “Рольф” — компания номер один на рынке продаж и обслуживания легковых автомобилей. Мы считаем, что основными M&A-сделками в 2008–2009 годах будут покупки-поглощения лизинговых компаний, для которых характерна монопродуктовая бизнес-модель», — говорит Дмитрий Кожевников, генеральный директор ООО «Альфа-Лизинг».

Перспективы сегментов: объемы даст инфраструктура

Дефицит ликвидности и сжатие объемов финансирования со стороны банков, очевидно, могут привести к снижению темпов роста лизингового рынка. В частности, сами лизингодатели планируют увеличить объемы деятельности в 2008 году в среднем всего на 48,7% (в три раза ниже уровня 2007 года и в два раза ниже 2006-го).

Наиболее быстрорастущими сегментами, на наш взгляд, останутся автомобильный и железнодорожный транспорт, авиатехника, строительное и дорожно-строительное оборудование. Высокий спрос и привлекательность в 2008 году прогнозируется на объекты энергетики, а также на оборудование для жилищно-коммунального хозяйства. Сотрудничество лизинговых компаний и предприятий сферы ЖКХ в России только зарождается. Учитывая значительный износ коммуникаций и многих других объектов ЖКХ, развитие лизинговых сделок в этой отрасли имеет значительный потенциал.

В то же время, касаясь сегментов железнодорожной техники и оборудования для энергетики, необходимо отметить, что в работе с естественными монополиями (такими, как РЖД, РАО ЕЭС и другие, чьи заказы значительно способствовали росту объема рынка в 2007 году) потенциальный спрос спрогнозировать достаточно трудно. Эти сегменты характеризуются низким уровнем конкуренции и высокими административными барьерами для входа новых игроков (см. график 3). В ходе исследования уровень препятствий для входа в сегмент также определялся нами путем опроса активных участников рынка. Наиболее открытыми для начала деятельности, по данным экспертных оценок, являются сегменты строительной техники и автотранспорта. В них отсутствуют крупные монополисты-заказчики, которые могут диктовать свои условия работы, как это происходит, например, в сегментах железнодорожного и энергетического оборудования.

Очевидно, что в таких условиях в секторах авиа- и железнодорожного транспорта и энергетического оборудования продолжат работать крупные лизингодатели с наработанными связями в данных отраслях. В то же время в «массовых» сегментах автотранспорта и строительной техники еще возможно появление новых игроков и усиление конкуренции.

Большим потенциалом роста в объемном выражении обладает сегмент лизинга недвижимости, развитие которого сдерживает ряд ограничений, в частности нестыковки в законодательстве и незначительный объем длинных денег в экономике. Сегодня для российского рынка сделки с недвижимостью достаточно редки, поскольку они порождают целый комплекс индивидуальных вопросов, которые необходимо решить участникам сделки. В условиях кризиса ликвидности на необходимость учета юридических и бухгалтерских тонкостей наслаивается задача по привлечению финансовых средств на выгодных условиях с целью сделать лизинговое предложение максимально привлекательным. «Сроки лизинга по объектам недвижимости — за рамками десяти лет с момента передачи — свидетельствуют о том, что это на порядок более сложные проекты по сравнению с другими предметами лизинга. Поэтому говорить о массовости сделок лизинга недвижимости в среднесрочной перспективе не приходится. Например, наша компания в таких сделках не стремится к поточности, а, скорее, исповедует селективный принцип, предполагающий высокую надежность лизингополучателя и ликвидность объекта. Это может быть коммерческая и офисная недвижимость с прозрачной историей, то есть привлекательные объекты, которые будут пользоваться спросом даже при развороте рынка», — отмечает Ирина Головченко, генеральный директор ОАО «РТК-Лизинг».

С ней соглашается и Дмитрий Щукин, генеральный директор ОАО «Югорская лизинговая компания»: «Все временные сложности и трудозатраты на реализацию сделок лизинга недвижимости возникают при том же уровне доходности, сопоставимом или равном передаче в лизинг автотранспорта, хотя последний относительно быстрее и дешевле. Также существуют факторы оценки вторичной недвижимости, так как не всегда ясны история объекта и его техническое состояние, вопросы собственности земли, значительна разница между рыночной и балансовой стоимостью и так далее. Лизинговых сделок с недвижимостью было бы больше, если бы технически процедуры регистрации были просты и логичны».

«Основой роста лизинга в 2008 году также будет участие в реализации национальных проектов и государственных программ развития отраслей, в частности в программе “Доступное жилье”, в программе по развитию Владивостока, в олимпийской стройке, в проекте по строительству трубопроводной ветки в Китай, в строительстве федеральных автодорог. Все это потребует привлечения колоссальных ресурсов, как людских, так и технических. Мы надеемся, что лизинг в этом случае будет играть одну из основных ролей», — резюмирует Дмитрий Кожевников.