Рост при перекрытом кислороде

Павел Самиев
председатель комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по финансовым рынкам
28 апреля 2008, 00:00

Рынок лизинга увеличился в 2007 году в 2,6 раза и достиг 39 млрд долларов. Темпы могли быть и выше — помешал кризис ликвидности, который повлиял и на расклад сил на рынке

Российский лизинговый рынок увеличился в минувшем году на 165% — самый высокий показатель за последние семь лет. В большой степени это связано с тем, что лизинг компенсировал разрыв между спросом на инвестиционные ресурсы (со сроками три года и более) и пока недостаточным предложением длинных денег со стороны банков. Объем нового бизнеса на рынке лизинга в 2007 году составил, по оценкам «Эксперт РА», 39 млрд долларов, а суммарный портфель лизинговых компаний — 47 млрд долларов. Такой результат работы отечественных лизингодателей в прошлом году соответствует нашему прогнозу по итогам исследования за девять месяцев 2007 года (см. "Будущее в регионах", «Эксперт» №47 от 17 декабря 2007 года).

Главные факторы роста — инвестиционный спрос растущей экономики и все еще хорошая маржа, на которую могут рассчитывать самые активные участники. В то же время стремительное увеличение объема рынка было обусловлено не только гиперактивностью лизинговых компаний и их клиентов. На окончательный результат дополнительно повлияли два фактора. Во-первых, за прошедший год на 6% снизился курс доллара. Во-вторых, усилилась инфляция, эффект от которой составил, по нашему мнению, примерно 10 процентных пунктов. «Очищенные» темпы прироста рынка достигли 123%, что подтверждается и расчетами в рублях (997 млрд рублей в 2007 году, 400 млрд рублей — в 2006-м) с учетом инфляционного эффекта. Хотя, согласитесь, и это очень приличный результат, которому большинство рынков могут только позавидовать.

Доля лизинга в ВВП в минувшем году увеличилась почти в два раза и достигла 3,02%. В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 15,5%. Однако согласно международному опыту доля лизинга в инвестициях субъектов экономики в основной капитал может достигать 40%, что свидетельствует о хороших перспективах дальнейшего роста российского лизингового рынка.

Локомотивы рынка

Спрос на лизинг со стороны субъектов экономики остается очень высоким. В то же время, по словам Галины Костылевой, управляющего директора ООО «Райффайзен-Лизинг», ситуация на рынке неоднозначная: «С одной стороны, спрос на лизинг, особенно на лизинговое финансирование по приемлемым ставкам, в несколько раз превышает предложение в сегменте малых и средних компаний со скромным финансовым положением. С другой стороны, за сильных игроков с хорошей кредитной историей и стабильными финансовыми показателями наблюдается конкурентная борьба между лизинговыми компаниями». Работа с малым бизнесом позволяет лизинговым компаниям диверсифицировать клиентскую базу, однако основной доход пока приносят крупные и средние лизингополучатели. По словам Дмитрия Горизонтова, генерального директора ООО «Петербургская лизинговая компания», здесь наблюдается принцип Парето: «20 процентов клиентов — это, как правило, средний и крупный бизнес — дают 80 процентов доходов, если смотреть по стоимости. По количеству же сделок ситуация обратная».

Одной из характерных черт 2007 года стал существенный рост сделок с естественными монополиями — они измеряются десятками миллиардов рублей (поставки «РГ Лизингом» подвижного состава для РЖД, финансирование «Бизнес Альянсом» энергетических объектов, «ВТБ-Лизингом» — энергетического и нефтедобывающего оборудования, финансирование «Ильюшин Финанс Ко» приобретений авиатехники). Такие сделки позволили указанным компаниям сохранить и усилить лидерские позиции на рынке. В частности, «РГ Лизинг» переместилась с 10-го на 2-е место в списке крупнейших лизинговых компаний России (см. таблицу 1). Также заметно усилилось присутствие банковского капитала среди первой десятки лизингодателей: количество «дочек» банков увеличилось за год с пяти до семи компаний.

Лидеры по темпам роста в 2007 году — сегменты оборудования для производства тары (финансирование «Авангард-Лизингом» строительства завода в Омске), авиационного транспорта (крупные контракты «Ильюшин Финанс Ко», выход в авиасегмент «ВТБ-Лизинга») и телекоммуникационного оборудования. Каждый из этих сегментов вырос более чем в четыре раза. В 3,7 раза увеличился объем сделок с предметами строительной техники, которая пользовалась огромным спросом вследствие значительных масштабов строительства в растущей российской экономике (см. график 2).

При общем росте объема лизингового рынка в 2,6 раза сегмент лизинга железнодорожной техники сохранил свою долю на уровне 2006 года — 24,4% (см. таблицу 2).

НДС: опять двадцать пять

Сумма не возмещенного лизинговым компаниям НДС на конец 2007 года не изменилась по отношению к аналогичному показателю годом ранее — 25 млрд рублей. С одной стороны, с учетом выросшего за этот период объема рынка можно говорить об относительном улучшении ситуации. С другой стороны, прогресс не очевиден — во многом возврат происходит по решениям судебных органов.

Быстро растущую лизинговую отрасль ФНС использует как источник денег и средство исполнения бюджета, несмотря на то что это противоречит экономическому смыслу лизинга и мешает более эффективной работе лизингодателей. Ведь задача компаний не в том, чтобы проводить время в судебных спорах, а в том, чтобы модернизировать основные фонды страны.

Кроме того, действия налоговой службы подрывают репутацию и международный авторитет российских лизинговых компаний, поскольку ФНС обвиняет их в недобросовестности. Многие лизингодатели в своей деятельности стремятся привлечь иностранные инвестиции, в процессе чего раскрывается информация о наличии судебных дел и исков. А это отнюдь не повышает привлекательность отечественных компаний. Недаром за рубежом бытует мнение, что работа в России — это «один огромный налоговый риск».

Перемены во взаимоотношениях налоговых органов и лизингодателей после судебного дела «Ханса Лизинг» произошли, однако прямо противоположные ожидаемым. За 2007 год контроль со стороны и количество проверок лишь возросли; по нашим данным, их было проведено около 900 тыс., большая часть — проверки по НДС. Число претензий и судебных разбирательств увеличивается, несмотря на постоянные решения судов о неправомерности действий налоговых органов.

Изменения в налоговом законодательстве в части введения уплаты НДС один раз в квартал, скорее, не облегчат жизнь лизинговым компаниям, а приведут к дополнительным потерям. Ведь если сделка заключена в январе, зачет НДС будет можно запросить не ранее чем через два-три месяца, плюс трехмесячная проверка. В итоге получаем не менее полугода ожидания. Как показывает практика, процесс может затянуться на целый год или полтора.

Результаты исследований в прошедшем году также показали, что многие компании среднего звена вообще не требуют возмещения НДС. Дожидаясь его зачета из сумм лизинговых платежей, они фактически бесплатно кредитуют бюджет (более чем на 1 млрд долларов в 2007 году), сами при этом оплачивая проценты за привлеченные средства.

Многие стараются избегать судебных разбирательств с ФНС, хотя практика показывает, что лизингодатели, которые последовательно отстаивают свою позицию по существенным вопросам, впоследствии более комфортно чувствуют себя во взаимоотношениях с налоговыми органами — налоговая служба более уважительно и лояльно относится к таким компаниям.

По мнению самих лизингодателей, оптимальным решением проблемы может стать введение для лизинговых компаний не разрешительного, а уведомительного характера зачета НДС. При этом необходимо предоставить право налоговым органам предъявлять претензии по зачету НДС только по результатам проведения последующей проверки, если в ходе нее будет выявлен факт неправомерного зачета НДС.

Финансовая недостаточность

Сжатие ликвидности, наступившее осенью прошлого года, оказало на лизинговый бизнес в России неоднозначное влияние. C одной стороны, банки существенно сократили объемы кредитования клиентов (в том числе и лизинговых компаний) в связи с ограниченностью ресурсов. До наступления кризиса ликвидности сотрудничество лизингодателей с банками как основными поставщиками долгосрочного фондирования активно расширялось. По словам гендиректора ООО «Петербургская лизинговая компания» Дмитрия Горизонтова, изменилось отношение банков к лизингодателям. «Ведущие банки все чаще предлагали свои продукты для лизинговых компаний. Даже перед менеджерами зависимых лизингодателей ставилась задача диверсификации пассивов. Здесь, очевидно, проявилось влияние двух факторов: с одной стороны, нужно как-то сохранять темпы роста и долю рынка силами отдельного банка, с другой — по-настоящему рыночный лизинговый бизнес должен иметь диверсифицированные пассивы», — отмечает он.

С августа 2007 года также достаточно заметной стала тенденция роста ставок. «Средний рост ставок на рынке уже составил около двух процентов. Как следствие, лизинговые компании увеличивают конечную стоимость услуг на те же два процента. И хотя часть лизингодателей до сих пор заявляют о сохранении прежней стоимости своих услуг, некоторые из них приостановили сделки с организациями малого бизнеса, поскольку банки закрыли лимиты на такие сделки, считая их высокорисковыми. Более того, появилась тенденция к увеличению минимальной стоимости договоров лизинга — иногда даже в два раза, — чтобы отсечь “мелкие сделки”», — говорит Михаил Карасев, генеральный директор ООО «ЛизингПромХолд». Однако, поскольку повышение ставок по заемному капиталу происходит повсеместно, сокращения спроса на услуги лизингодателей пока не наблюдается.

Более того, вторым эффектом кризиса ликвидности стало увеличение интереса предприятий к лизингу. Снижение объемов кредитования корпоративного сектора банками во второй половине 2007 года привело к поиску альтернативных источников финансирования. Это увеличило спрос на лизинг и дало дополнительный толчок развитию лизинговых компаний в минувшем году. Впрочем, не всех. Во второй половине 2007-го значительная часть независимых лизинговых компаний столкнулись с проблемами в привлечении ресурсов — сократилась емкость рынка облигаций, существенно удлинились сроки принятия кредитных решений, снизились объемы кредитования. По словам Олега Ракитского, генерального директора ЗАО «ДельтаЛизинг», международный финансовый кризис отразился на лизинговой отрасли ужесточением требований кредиторов к лизинговым компаниям. «На первый план в работе компаний вышла проблема стабильного доступа к финансовым ресурсам. Некоторые компании практически прекратили работу в четвертом квартале 2007 года. Наличие стабильных источников финансирования по доступным для клиента ставкам будет являться серьезным конкурентным преимуществом в 2008 году», — уверен он.

В то же время в отношении дочерних лизингодателей, которых банки рассматривают как свой бизнес, никаких ограничений в плане финансирования не применялось. Для некоторых из них увеличилась стоимость фондирования, как и в целом по рынку, однако объем предоставляемых кредитных ресурсов соответствовал необходимому компании уровню.

Очевидно, что такая ситуация больше всего способствовала расширению деятельности аффилированных с банками лизинговых компаний. «Сегодня четко видно, что топ-10 российских лизингодателей возглавляют компании, созданные при банковских структурах. В ближайшее время, и особенно в текущем году, у этих компаний будут наилучшие перспективы развития, поскольку основной проблемой для лизингодателей будет не поиск клиентов и сделок, а поиск источников финансирования операций. И те компании, которые не имеют тесной связи с финансовыми группами, банками, будут испытывать наибольшие сложности в привлечении финансирования», — отмечает Антон Борисевич, генеральный директор ОАО «ВТБ-Лизинг».

Неликвидные последствия

Оценить влияние «эффекта кризиса» на темпы роста лизингового бизнеса можно путем сопоставления ситуаций в конце 2006-го и в конце 2007 года. Как известно, рынок лизинга отличается достаточно четко выраженной сезонностью, и большинство заключаемых сделок приходится на четвертый квартал. Однако если в четвертом квартале 2006 года прирост рынка по сравнению с первыми тремя кварталами составил 82,4%, то в четвертом квартале 2007 года — всего 49,3% (см. график 3). Это значит, что при отсутствии сжатия ликвидности объем российского лизингового рынка по итогам 2007 года мог бы составить порядка 50 млрд долларов.

Понижательный тренд четко виден и при оценке темпов прироста рынка путем соотнесения объемных данных 2007 года с аналогичными данными 2006-го — вместо характерного ускорения во втором полугодии темпы роста объемов заключенных сделок стали снижаться (см. таблицу 3).

На фоне замедления темпов развития рынка во втором полугодии 2007 года высокую активность проявили лизинговые компании, принадлежащие иностранным банкам и инвестиционным фондам (такие, как «Локат Лизинг Руссия», «Райффайзен Лизинг», ЛК ММБ, «Каркаде», «Европлан»). В первом полугодии прошлого года такие компании значительно уступали по темпам прироста новых сделок лизингодателям, которые принадлежат российским собственникам и государству. Однако к концу 2007 года они нарастили объемы деятельности, существенно обогнав отечественных лизингодателей по темпам прироста бизнеса (см. график 4). Очевидно, среди иностранных банков и инвестиционных фондов, владеющих этими компаниями, не было тех, кто заметно пострадал в результате кризиса ликвидности. Поэтому имеющиеся свободные инвестиционные ресурсы были направлены в быстро развивающийся российский лизинговый рынок.

Лизинговые компании по-прежнему готовы вкладывать средства в свое развитие. «Казалось бы, спрос на консалтинговые услуги и управленческие информационные системы в условиях кризиса ликвидности должен был снизиться, — рассуждает Дмитрий Курдомонов, директор компании “Хомнет Лизинг”, разработчика решений для автоматизации лизинговой деятельности. — Однако этого не произошло. Лизингодателей по-прежнему интересует привлечение в бизнес высоких технологий: ведущие игроки рынка лизинга понимают, что внедрение систем автоматизации — это, прежде всего, инвестиции в будущее и одно из главных конкурентных преимуществ. Наибольшую активность в этом вопросе проявляют крупные и средние розничные компании и представительства иностранных организаций».

В 2008 году, по нашему мнению, темпы прироста рынка лизинга замедлятся до 55–60%, а его объем составит около 1,6 трлн рублей. Основными точками роста при этом будут крупные государственные и квазигосударственные заказы единичного характера (олимпийская стройка, энергетическое оборудование, авиатехника), государственные программы поддержки отдельных отраслей (сельское хозяйство), а также сектор так называемого розничного лизинга (легковой и грузовой автотранспорт, строительная техника).