Играем в рулетку

Русский бизнес
Москва, 12.05.2008
Проведено первое публичное размещение акций железнодорожного оператора — компании Globaltrans. Оно стало возможным после того, как две группы основных бенефициаров разошлись во взглядах на дальнейшее развитие компании

Тридцатого апреля Globaltrans Investment — крупнейший частный железнодорожный оператор России (см. таблицу 1) — провела IPO. Капитализация Globaltrans составила 1,5 млрд долларов, а акционеры и сама компания привлекли в ходе IPO 449,5 млн долларов, разместив 29% акций на Лондонской фондовой бирже.

Примерно через неделю после этого события стали известны детали акционерного соглашения двух групп бенефициаров Globaltrans. В первую из них входят Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов, владеющие холдинговой структурой «Н-Транс» (бывшая «Северстальтранс»), из которой в 2007 году и выделилась Globaltrans. Вторая группа представлена менеджментом Globaltrans — Сергеем Мальцевым и Александром Елисеевым. Оказалось, что после размещения акций на бирже акционеры запустили опцион с условным названием «русская рулетка». Соглашение предполагает, что они имеют право преимущественного выкупа долей друг друга. Каждый из них может сделать предложение о выкупе акций у другого. Вторая сторона при этом не имеет права отказаться от такого предложения: она обязана либо продать акции по заявленной цене, либо купить по той же самой цене акции предлагающего. Партнеры также взяли на себя обязательство после IPO не скупать акции с рынка.

В Globaltrans входят две структуры: железнодорожный оператор (Новая перевозочная компания, НПК) и владелец подвижного состава (компания «Севтехнотранс»). В общей сложности под управлением Globaltrans находятся 21,3 тыс. вагонов и 19 локомотивов. Это второй после РЖД парк вагонов в стране. Globaltrans не имеет явной специализации по грузам, компания перевозит черные металлы, металлолом, нефть и нефтепродукты, уголь, строительные материалы.

В меморандуме к IPO Globaltrans раскрыла своих владельцев — это Transportation Investment Holding (70%) и Envesta Investment (30%). Акционерами первой фирмы являются на паритетных началах указанные нами выше господа Николаев, Мишин и Филатов. Владельцы второй фирмы — названные нами выше господа Мальцев, являющийся гендиректором компании Globaltrans, и Елисеев, председатель ее совета директоров. Мальцев и Елисеев — выходцы из одной из крупнейших на рынке железнодорожных перевозок компании «ММК-Транс». Они в свое время стояли у истоков Новой перевозочной компании, которая возникла благодаря слиянию части активов «ММК-Транс» и «Северстальтранса». И хотя НПК создавалась по большей части на средства «Северстальтранса», Мальцев и Елисеев, по-видимому, считали этот бизнес своим детищем. Пока акционером «Северстальтранса» был Алексей Мордашов, эти менеджеры не проявляли тяги к независимости. Ситуация изменилась, когда в 2007 году Мордашов продал акции «Северстальтранса» ее менеджерам (Николаеву, Мишину и Филатову). У Мальцева и Елисеева появилось собственное видение развития перевозочного бизнеса. Похоже, между двумя группами менеджеров возникли какие-то разногласия, итогом которых и стало нынешнее IPO Globaltrans.

Впрочем, возможно, что все было сделано полюбовно. Господа Мальцев и Елисеев стремились к

Новости партнеров

«Эксперт»
№19 (608) 12 мая 2008
Новый президент, новый премьер
Содержание:
Обзор почты
На улице Правды
Реклама