Пир во время рецессии

Международный бизнес
Москва, 12.05.2008
«Эксперт» №19 (608)
Пакет финансовой помощи американскому среднему классу вряд ли поможет решить накопившиеся структурные проблемы экономики США

Чтобы вы сделали, если бы нашли на улице 300 долларов США? А 600? А 1200? Сегодня над этими вопросами размышляет около 200 миллионов американцев в ожидании «антикризисных» налоговых возвратов, обещанных правительством. Первые деньги упали на счета самых везучих налогоплательщиков в начале мая, но весь процесс выплаты займет два с половиной месяца. Последние чеки налоговая служба США собирается выслать лишь в середине июля.

Основным объектом внимания государства становится американский средний класс, на который пришелся главный удар нынешнего экономического кризиса. Больше всего денег получит американская семья, зарабатывающая до 150 тыс. долларов в год и имеющая трех-четырех детей. В этом случае размер экономической помощи составит до 2400 долларов.

Общий объем субсидий оценивается более чем в 100 млрд долларов, за которые уже развернулась ожесточенная борьба между крупнейшими американскими торговыми компаниями. Это неудивительно, ведь примерно такую сумму американцы тратят во время традиционных рождественских распродаж. Теперь ритейлерам осталось лишь убедить их потратить легко доставшиеся деньги на потребительские товары, однако большинство граждан США пока делать этого не собираются.

Забота о потребителе

Экономика США, как и большинства других развитых стран, основана на частном потреблении — его доля достигает 65–68% ВВП. Американский рынок считается ключевым для большинства крупных корпораций по всему миру, падение спроса в США эхом отзывается в других регионах, особенно в Азии, где находятся производители большей части потребляемых американцами товаров. Поэтому не случайно американский президент решил выделить две трети из 168-миллиардного пакета экономических субсидий именно на стимулирование частного спроса — лишь треть пойдет малому и среднему бизнесу.

Рост потребления в США начал притормаживать еще в конце прошлого года, после начала ипотечного кризиса, но настоящий спад начался лишь с января — в первом квартале рост потребления составил лишь 1%. Данные по потребительским расходам, обнародованные на прошлой неделе, по многим позициям стали худшими за последние десять лет. По понятным причинам особенно плохо дела идут у риэлтеров и строителей — продажи новых домов упали на 36% по сравнению с мартом прошлого года. Но спад виден и в продажах электроники и одежды.

В итоге индекс потребительских настроений (consumer sentiment) Мичиганского университета в апреле достиг низшего значения с 1982 года, а индекс инфляционных ожиданий — высшего значения за последние несколько лет.

В первом квартале 2008 года экономика США все же выросла на 0,6%, что позволило американским властям избежать слова «спад» при оценке сложившейся ситуации. Пока американскую экономику на плаву удерживает экспорт, объемы которого в феврале этого года были на 20,8% выше, чем в начале 2007 года. Но сегодня очевидно, что иностранные потребители не могут в полной мере поглотить все, что привыкла производить и потреблять американская экономика. Складские запасы американских тор

Новости партнеров

«Эксперт»
№19 (608) 12 мая 2008
Новый президент, новый премьер
Содержание:
Обзор почты
На улице Правды
Реклама