Компания «Золотой терем» объявила о скором завершении строительства третьего завода по производству рыбных снеков. Это позволит ей занять до 50% российского рынка сушеных морепродуктов.
Сушеные морепродукты — перспективное направление для всех компаний, занимающихся производством снеков. Этот сегмент рынка зародился в начале 2000-х, и в то время на нем присутствовали лишь сушеные кальмары; впоследствии же ассортимент стал расширяться, в том числе за счет креветок, тунца и анчоусов, — и это обеспечило взрывной рост продаж. По данным АСNielson, в прошлом году (период с декабря 2006 года по ноябрь 2007-го) сегмент вырос на 23%, при том что рынок снеков в целом увеличился на 11%. По объемам продаж в стоимостном выражении морепродукты вплотную приблизились к традиционному лидеру снекового рынка — чипсам, продажи которых за тот же период выросли на 11%. «Динамика темпов роста продаж сушеных морепродуктов феноменальна, — заявил президент “Золотого терема” Марк Гусаров, — за последние пять лет они увеличились в шесть раз. Сегодня соленые закуски по темпам роста находятся на втором месте среди всех продуктов питания в России, быстрее растет только алкоголь».
«Золотой терем» уже третий год является лидером российского рынка сушеных морепродуктов и, по собственным данным, имеет рыночную долю 26% в натуральном выражении. Свои успехи в компании объясняют созданием собственного фасовочного и перерабатывающего производства и внедрением международных стандартов качества ISO 9001:2000. Компания владеет двумя производственными площадками в Тверской области общей площадью 7 тыс. квадратных метров, где выпускается более 10 тыс. тонн продукции 160 наименований. Основной бренд компании — «Баренцев». Планируемое к открытию третье производство в Ржеве по площади больше первых двух — 11 тыс. квадратных метров. «В 2007 году общий объем потребления в стране сушеных морепродуктов составил 37 тысяч тонн, через пару лет он достигнет 50 тысяч тонн, — прогнозирует г-н Гусаров. — С вводом всех наших производственных мощностей мы сможем выпускать порядка 25 тысяч тонн, что составит половину рынка». В компании ожидают, что в 2009 году рынок снеков из морепродуктов в России превысит рынок чипсов — нигде в мире такой тенденции нет.
Впрочем, компании будет непросто реализовать свои амбициозные планы. Рынок соленых снеков, состоящий в основном из четырех категорий: чипсов, орехов, сухариков и морепродуктов, — занимает лишь 4% от всех имеющихся продуктов питания. При этом рыбные снеки хоть и показывают наиболее быстрый рост, в натуральном выражении занимают незначительную долю. В компании «Сибирский берег» (по ее собственным данным, в нише сушеных морепродуктов по России она занимает около 20%, на рынке сухариков — 50%) считают, что морепродукты вряд ли завоюют лидерские позиции по отношению к другим категориям, обогнать чипсы можно лишь рассматривая совокупность всех снеков.
Ограничением для роста рынка снеков из морепродуктов будет и то, что стоимость продукции достаточно высока, особенно когда речь идет о рыбе ценных сортов. Усиливают конкуренцию на рынке снеков и постоянно появляющиеся новые продукты. По данным «Сибирского берега», в прошлом году высокие темпы роста показали семечки, которые ранее подсчитывались вместе с орехами. Вполне вероятно, что в текущем году они продолжат расти и их выделят в новую категорию. Кроме того, в 2008 году может завершиться стагнация на рынке сухариков — их продажи упали в прошлом году на 10%. Оживление на рынке сухариков ожидается в связи с приходом в этот сегмент иностранных компаний — Pepsi Co и Wrigley.